"Мир вокруг нас"

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Знать о природе, мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.

Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

Психическое здоровье, физическая и экологическая безопасность человека являются важными условиями успешности личностного развития. Необходимость самого раннего приобщения детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.

Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания, заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщению. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.

Только в сочетании двух сфер – познания действительности и выражения отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т. е. умения присваивать и использовать накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.

Педагоги

Педагог дополнительного образования МБОУ "ЦТДиЮ"

Содержание программы

Цель программы - формирование у воспитанников единого,  ценностно-окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Задачи программы:

Обучающие:

·        удовлетворение потребности познания окружающей действительности учащимися;

·        расширение кругозора, активизация научно-познавательной деятельности учащихся;

·        обучение учащихся работе с  дополнительной  литературой;

·        обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов, исследований.

Развивающие:

·        мотивация личности к познанию и творчеству;

·        развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативы.

Воспитательные:

·        воспитание любви к природе и бережное отношение к ней, ощущения ответственности за ее состояние;

·        воспитание умения свободно ориентироваться в пространстве;

·        воспитание  потребности у учащихся  к  здоровому  образу жизни.

Цели программы

Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нём, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.              

Основные принципы, положенные в основу программы:

·        принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

·        принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;

·        принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

·        принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

·        принцип интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и  исследовательской деятельности воспитанников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях в кружке, используются на уроках и содействуют повышению психологической сферы.

Результат программы

В результате освоения программы «Мир вокруг нас» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.

К концу года они должны:

·        соблюдать нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;

·        выполнять  творческие работы и  участвовать в планируемых акциях;

·        получить знания по экологии и оказанию первой медицинской помощи;

·        приобрести комплекс специальных знаний и навыков: по экологии, по правилам безопасного поведения в лесу,

·        воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

·        овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

·        иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края;

·        устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;

·        делать элементарные выводы и умозаключения;

·        проявление бережного отношения к природе и эмоциональной отзывчивости на красоту ее объектов;

·        умение соблюдать осторожность поведения в природе;

·        проявлять активное участие в беседах во время рассматривания, наблюдений, занятий;

·        осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь.

Материально-техническая база

Перечень оборудования.

·        ИКТ- технологии,

·        наглядность: гербарии растений родного края, коллекции насекомых родного края, полезных ископаемых, картотека животных и растений родного края, таблицы;

·        дидактические игры,

·        электронные слайды,

·        научная и художественная литература,

·        Ноутбук Lenovo IdeaPad C340-15IWL,

·        Проектор BenQ MS535,

·        Экран для проектора DEXP WE-120,

·        Фотоаппарат Canon EOS 4000D kit черный 18-55 mm,

·        Микроскоп цифровой Celestron,

·        Весы учебные с разновесами лабораторные рычажные,

·        Бинокль Levenhuk LabZZ B2,

·        Лаборатория "Исследование почвы".