- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- "Мир вокруг нас"
"Мир вокруг нас"
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Знать о природе, мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.
Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.
Психическое здоровье, физическая и экологическая безопасность человека являются важными условиями успешности личностного развития. Необходимость самого раннего приобщения детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.
Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания, заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщению. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.
Только в сочетании двух сфер – познания действительности и выражения отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т. е. умения присваивать и использовать накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.
Педагоги
Педагог дополнительного образования МБОУ "ЦТДиЮ"
Содержание программы
Цель программы - формирование у воспитанников единого, ценностно-окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Задачи программы:
Обучающие:
· удовлетворение потребности познания окружающей действительности учащимися;
· расширение кругозора, активизация научно-познавательной деятельности учащихся;
· обучение учащихся работе с дополнительной литературой;
· обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов, исследований.
Развивающие:
· мотивация личности к познанию и творчеству;
· развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативы.
Воспитательные:
· воспитание любви к природе и бережное отношение к ней, ощущения ответственности за ее состояние;
· воспитание умения свободно ориентироваться в пространстве;
· воспитание потребности у учащихся к здоровому образу жизни.
Цели программы
Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нём, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.
Основные принципы, положенные в основу программы:
· принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;
· принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
· принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
· принцип интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности воспитанников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях в кружке, используются на уроках и содействуют повышению психологической сферы.
Результат программы
В результате освоения программы «Мир вокруг нас» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.
К концу года они должны:
· соблюдать нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;
· выполнять творческие работы и участвовать в планируемых акциях;
· получить знания по экологии и оказанию первой медицинской помощи;
· приобрести комплекс специальных знаний и навыков: по экологии, по правилам безопасного поведения в лесу,
· воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;
· овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
· иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края;
· устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
· делать элементарные выводы и умозаключения;
· проявление бережного отношения к природе и эмоциональной отзывчивости на красоту ее объектов;
· умение соблюдать осторожность поведения в природе;
· проявлять активное участие в беседах во время рассматривания, наблюдений, занятий;
· осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь.
Материально-техническая база
Перечень оборудования.
· ИКТ- технологии,
· наглядность: гербарии растений родного края, коллекции насекомых родного края, полезных ископаемых, картотека животных и растений родного края, таблицы;
· дидактические игры,
· электронные слайды,
· научная и художественная литература,
· Ноутбук Lenovo IdeaPad C340-15IWL,
· Проектор BenQ MS535,
· Экран для проектора DEXP WE-120,
· Фотоаппарат Canon EOS 4000D kit черный 18-55 mm,
· Микроскоп цифровой Celestron,
· Весы учебные с разновесами лабораторные рычажные,
· Бинокль Levenhuk LabZZ B2,
· Лаборатория "Исследование почвы".