Занимательная география

Программа  направлена на формирование у обучающихся знаний о методах изучения, применяемых в географии, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Занимаясь в кружке, пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность.

Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами, архивными материалами и картой Лоухского района Республики Карелия, проектирование путешествий по своей местности, экскурсии к историческим и природным объектам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности,  что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.

Данная программа является практико-ориентированной, способствует формированию универсальных учебных действий.

Педагоги

Терентьева Ирина Николаевна

Содержание программы

8 часов отведено на теоретическую часть, 26 часов на практическую и экскурсионную часть. Проведение экскурсий, путешествий по своей местности осуществляется интенсивами. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.

Введение.

География – одна из наук о природе. Методы изучения природы. Объекты изучения географии.

Раздел 1.

Географическое познание нашей планеты.

География – одна из самых древних наук о Земле. Построение модели, демонстрирующей разную освещенность Солнцем пунктов, расположенных на одном меридиане. Следствия шарообразности Земли. Как Эратосфен определил размеры Земли? Работа с картой Древнего Египта.

Гномон – древнейший астрономический инструмент. Принцип работы гномона. Построение модели солнечных часов.

Квадрант – древнейший астрономический инструмент. Построение модели квадранта. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом.

Теллурий – модель, демонстрирующая положение Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Построение модели теллурия. Вращение Земли вокруг Солнца.

 

Раздел 2.

Наблюдения– метод географической науки.

Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. Метеорологическая станция. Построение простейшего самодельного флюгера.

Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. Составление прогноза погоды на зиму и ноябрь по народным приметам.

Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Погода РБК.

Наблюдение за погодой.

 

Раздел 3.

Картографический и описательный методы географии.

Карта – особый язык географии. Масштаб. Направления.

Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы, часто посещаемых мест (адреса проживания родственников, друзей, место работы родителей, объектов социальной сферы и т.д.). Составление маршрута пути из дома в школу.

Составление по карте своего населенного пункта маршрутов передвижения в течение недели. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.

Определение по карте Лоухского района известных учащимся населенных пунктов и территорий (места проживания родственников, друзей, места отдыха, рыбалки, и т.д.) Определение расстояний и направлений, составление и описание маршрутов поездок семьи по территории района.

Оформление проектов путешествий с использованием личных фотоматериалов.

Планирование путешествий по территории Лоухского района в период каникул. Определение целей путешествия, способов передвижения и выбор объектов для посещения: рекреационный маршрут, экологический маршрут, познавательный (экскурсионный) маршрут и др. Сбор информации об объектах посещения. Реализация запланированных путешествий.

Составление и оформление проектов различных по целям путешествий по территории своего района с использованием личных фото-,  видео- и других материалов.

 

Раздел 4.

Геоинформационные системы в географии.

ГИС – комплекс различных данных. Программа Coogl Earth. Возможности изображения географических объектов и поверхности Земли в программе Coogl Earth. Территория района в 2017 году. Определение координат, направлений и расстояний в программе Coogl Earth. Разработка и подготовка картографических заданий для одноклассников с использованием возможностей программы Coogl Earth.

 

Раздел 5.

Изучение своей местности.

Лоухский район на карте Республика Карелия. Природа поселка Кестеньга. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира.

Составление описания погоды за месяц (месяцы) по своим наблюдениям. Определение среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графиков хода температур. Роза ветров. Построение розы ветров по своим наблюдениям.

Изучение и описание свойств воды. Создание модели родника. Экскурсия к родникам поселка Кестеньга. Исследование родников на местности. Визуальная оценка экологического состояния рек и родников поселка Кестеньга. Определение и сравнение параметров воды в реке и роднике. Природоохранные мероприятия по очистке и благоустройству родников, рек.

Свойства почв своей местности. Определение структуры и механического состава образцов почв. Приспособленность организмов к жизни в почве. Растения – индикаторы для определения содержания воды и гумуса в почве, кислотности почв.

Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. Знаменитые земляки. Посещение районного краеведческого музея.

 

Цели программы

Формирование творчески развитой и духовно-нравственной личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.

Результат программы

В результате многообразия используемых форм, методов и средств, в целях успешного решения поставленных задач, создаются благоприятные условия для активизации мыслительной деятельности, оживление работы учащихся в изучении и закреплении новых знаний на практике. Открываются возможности для развития у обучающихся творческо-исследовательского подхода к делу, поиска данных для решения поставленной задачи, развития любознательности, расширения общего кругозора учащихся.

Занятия по программе способствуют:

- формированию представлений об объектах и методах изучения географии;

-созданию представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;

-формированию умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;

- формированию умения раскрывать основные понятия, представленные в ходе занятий по курсу «Занимательная география»;

-формированию умения работать с различными источниками географической информации;

- формированию умения презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследований в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектировании маршрутов путешествия по картам своей местности.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Оборудованный учебный кабинет географии, дидактический материал.