Занимательная география

Программа кружка формирует базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету. Занятия помогут формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи.

Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. На занятиях кружка, в ходе наблюдений, учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов  деятельности.

Программой предусмотрено проведение аудиторных занятий, экскурсий и внеаудиторные занятий на природе.

 

Педагоги

Терентьева Ирина Николаевна

Содержание программы

Географ – следопыт - 5 часов.

 Ориентирование в пространстве и на местности. Определение сторон горизонта с помощью приборов и без. Составление простейших планов школьного участка.

Географ - путешественник - 12 часов.

Путешествие по планете Земля. Изучение орбитального движения и влияния Космоса и Солнца на жизнь. Путешествие в центр планеты, погружение в глубины океана, по материкам.

Географ - затейник - 6 часов.

Знакомство с народами мира, их культурой, обычаями и традициями.

Географ - синоптик- 4 часа.

Наблюдения за погодой. Составление прогноза погоды.

Географ - конструктор - 4 часа.

Изготовление самодельных приборов, позволяющих наблюдать за погодой.

Географ - экспериментатор – 2 часа.

Мини лаборатория и проведение опытов, доказывающих существование атмосферного давления, центробежной силы, разной плотности воды.

 Итоговая экскурсия: 1 час.

Общая характеристика курса.

В основу содержания учебного курса положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

 Материал курса сгруппирован в 6 разделов. Материал первого раздела – «Географ - следопыт» знакомит школьников с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. 

Второй раздел курса – «Географ - путешественник» - знакомит школьников с орбитой планеты, движениями Земли, Мировым океаном и материками планеты.

Третий раздел «Географ – затейник» позволяет реализовать творческий подход школьников к изучению культуры разных народов мира: обычаев и праздников; танцев и музыки; изобразительного искусства; сказок, легенд и пословиц.

Четвертый раздел «Географ – синоптик» знакомит школьников с наукой метеорологией и профессией синоптика. Наблюдения за погодой и фенологическими явлениями природы отражают взаимосвязь географии и повседневной жизни, то есть позволит применить полученные знания практически.

Пятый раздел «Географ – конструктор» и шестой раздел «Географ – экспериментатор» научат школьников создавать приборы своими руками, а так же проводить интересные опыты, доказывающие географические закономерности.

Заключительным мероприятием запланирована экскурсия в музей «Валитов камень».

Цели программы

Познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии; объяснить строение и процессы, происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере; раскрыть взаимосвязь между различными оболочками Земли, познакомить с различными народами и их культурой.

Результат программы

Обучающиеся смогут научиться понимать:

1.       основные географические термины;

2.      место планеты в Солнечной системе, ее форму и размеры;

3.      географические следствия движений Земли;

4.      различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

5.      географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

6.      особенности культуры народов мира;

7.      особенности природы материков и Мирового океана.

Обучающиеся научатся:

1.      анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

2.      использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

3.      находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

4.      описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

5.      определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

6.      ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

7.       проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты;

8.       различать изученные географические объекты, процессы и явления;

9.       создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

10.   составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

11.   сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

12.   строить простые планы местности;

13.   формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

14.   читать географические карты, планы.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Оборудованный учебный кабинет географии, дидактический материал.