Малышкина школа

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества.

Возникла необходимость в составлении комплекса мероприятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации по подготовке детей к школе.

Программу реализует учитель начальной школы, к совместной работе также привлекаются воспитатели детских садов, администрация школы.

Подготовительные занятия в «Умники и умницы» являются введением ребёнка в школьную жизнь.

Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Работа идет по следующим направлениям:

развитие у детей умственных способностей;

развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

развитие моторных функций (мелкой мускулатуры руки и пальцев), графических навыков;

развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;

овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач.);

развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей);

развитие волевой готовности ребенка.
Программа «Умники и умницы» разработана на основании программы «Преемственность» (авторы – Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова), рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ для подготовки детей к обучению в школе (Москва Просвещение 2012г) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Программа «Умники и умницы» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного перехода с одной образовательной ступени на другую.

Педагоги

Рожкова Наталья Андреевна

Артемьева Евгения Владимировна

Пявина Галина Николаевна

Расписание

9.45 – 10.00 – прием детей, свободное общение.

10.00 – 10.25 – занятие.

10.25 – 10.40 – отдых, игры.

10.40 – 11.05 – второе занятие.

11.05 – 11.15 – отдых, игры.

11.15 – 11.40 – третье занятие.

11.40 - 12.00 – консультация родителей, уход детей домой.

Содержание программы

Программа разделена на три курса

Курс «Шаг в математику» (28ч)

Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер).

  • Сравнение предметов (фигур) по размеру, форме, по цвету.
  • Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур.
  • Упорядочивание предметов по длине.
  • Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, вверху, внизу, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.), расположение объектов с поворотом на 90, 180 градусов.
  • Временные представления: раньше/позже, вчера, сегодня, завтра.

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

  • Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству.
  • Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел. Моделирование цифр из линейных элементов (счетных палочек).
  • Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного.
  • Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник, (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Содержательно-логические задачи на развитие:

  • Внимания (простейшие лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игра «Весёлый счет» и др.);
  • Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую);
  • Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала);
  • Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания).

Курс «Развитие речи»  (28ч)

  • развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению. Работа по развитию артикуляционного аппарата;
  • чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, загадок;
  • беседа о прочитанном по вопросам педагога;
  • разучивание наизусть и выразительное чтение.

Игры: «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Подскажи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».

Курс «Говорящие пальчики»

Цели программы

Создать условия для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста и овладения программой первого образовательного уровня в учебном заведении.

Результат программы

  • старший дошкольник подготовлен к дальнейшему развитию: социальному, личностному, познавательному (когнитивному), речевому;
  • получение опыта взаимодействия с будущими одноклассниками, педагогами, пространственная ориентация в здании школы;
  • становление у будущих первоклассников положительной учебной мотивации, мотивации общения;
  • совершенствование и приобретение приемов самообслуживания, организации рабочего пространства, работы с учебными принадлежностями (тетрадь, ручка, карандаши), навыков личной гигиены;
  • положительная динамика в развитии познавательных процессов (мышление, внимание, память);
  • развитие интереса и бережное отношение к окружающему миру;
  • воспитание толерантности, доброжелательности наравне с чувством собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Особые условия проведения

Особых условий не требуется.

Материально-техническая база

  • учебно-тематическое планирование
  • альбомы для работы на занятиях
  • листы с заданиями
  • наглядные пособия
  • счетный материал
  • ИКТ
  • Мультимедийные презентации