"Малые жанры новейшей русской литературы"

Программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы» рассчитана на учащихся 10, проявляющих интерес к литературе. Она направлена на то, чтобы помочь старшеклассникам в процессе работы над художественным произведением осмыслить общие проблемы, образы, ситуации, художественные приемы в искусстве.

Педагоги

Харько Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы

Содержание программы

Литературная и общественная ситуации в жизни русского общества конца XX начала XXI века. Многообразие "малых" жанров прозы(1 час).

Л.С.Петрушевская "Страна", "Са и Со", "Глюк"(6 часов)

Л.Улицкая "Счастливый случай", "Перловый суп", "Дезертир"(5 часов)

В.Пелевин "Зигмунд в кафе"(2 часа)

О. Сульчинская "Любовь"(2 часа)

Т. Толстая "Соня", "Поэт и муза"(5 часов)

А. Слаповский "Смысл жизни" (1 час)

П. Алешковский "Секрет долголетия" (2 часа)

Б. Екимов "Ночь исцеления", "Говори, мама, говори" (4 часа)

А. Геласимов «Нежный возраст» (2 часа)

С. В. Лукьяненко «Мой папа антибиотик»,«Чужая боль» (2 часа)

Цели программы

Помочь старшеклассникам в осуществлении задач профессионального образования, воспитание внимательного , вдумчивого и заинтересованного читателя, готового к самостоятельному общению с художественными произведениями современной литературы.

Результат программы

Знания

- знание особенностями литературы конца XX - начала XXI века на материале малых жанров;

- теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь).

Умения

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- обоснованная аргументация собственной точки зрения;

- анализировать эпизод  изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Навыки

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения-рассуждения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных  источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать  ее, определять сферу своих интересов

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и предполагает: просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение; электронную библиотеку художественной литературы; технические средства обучения: компьютер,  видеопроектор.