"Шахматы"

Программа реализуется на базе Рускеальской школы ("Точка роста")

Обучение игре в шахматы с  раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Педагоги

Белобров Николай Семенович

учитель информатики

высшей квалификационной категории,

педагог дополнительного образования

Содержание программы

Программа "Шахматы" рассчитана на 100 часов.

Содержание:

1. Организационное занятие.

2. Шахматы – спорт, наука, искусство.

3. Правила игры.

4. Первоначальные понятия.

5. Тактика игры.

6. Стратегия игры.

7. Эндшпиль.

8. Дебют.

9. Конкурсы решения задач, этюдов.

10.Итоговое занятие.

Цели программы

Развитие личности ребенка, способной к логическому и аналитическому мышлению посредством игры в шахматы.

Результат программы

К концу  обучения учащиеся должны

 знать:

·Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

·шахматные правила FIDE;

·обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·ценность шахматных фигур.

·принципы игры в дебюте;

·основные тактические приемы;

·термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

·некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

·правила игры в миттельшпиле;

·основные элементы позиции.

·правильно разыгрывать дебют;

·грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

·проводить элементарно анализ позиции;

·составлять простейший план игры;

·находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·точно разыгрывать простейшие окончания;

·пользоваться шахматными часами.

 уметь:

·ориентироваться на шахматной доске;

·играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·объявлять шах, мат;

·решать элементарные задачи на мат в один ход.

·правильно вести себя за доской;

·записывать шахматную партию;

·матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

·грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

·находить несложные тактические приемы;

·точно разыгрывать простейшие окончания.

Особые условия проведения

В кружок принимаются все желающие.

Материально-техническая база

На занятиях используются:

·магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

·шахматные часы – 2 штуки;

·словарь шахматных терминов;

·комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.