"Шахматы"
Программа реализуется на базе Рускеальской школы ("Точка роста")
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Педагоги
Белобров Николай Семенович
учитель информатики
высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образования
Содержание программы
Программа "Шахматы" рассчитана на 100 часов.
Содержание:
1. Организационное занятие.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство.
3. Правила игры.
4. Первоначальные понятия.
5. Тактика игры.
6. Стратегия игры.
7. Эндшпиль.
8. Дебют.
9. Конкурсы решения задач, этюдов.
10.Итоговое занятие.
Цели программы
Развитие личности ребенка, способной к логическому и аналитическому мышлению посредством игры в шахматы.
Результат программы
К концу обучения учащиеся должны
знать:
·Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
·названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
·шахматные правила FIDE;
·обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
·ценность шахматных фигур.
·принципы игры в дебюте;
·основные тактические приемы;
·термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
·некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
·правила игры в миттельшпиле;
·основные элементы позиции.
·правильно разыгрывать дебют;
·грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
·проводить элементарно анализ позиции;
·составлять простейший план игры;
·находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
·точно разыгрывать простейшие окончания;
·пользоваться шахматными часами.
уметь:
·ориентироваться на шахматной доске;
·играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
·правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
·различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
·объявлять шах, мат;
·решать элементарные задачи на мат в один ход.
·правильно вести себя за доской;
·записывать шахматную партию;
·матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
·грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
·находить несложные тактические приемы;
·точно разыгрывать простейшие окончания.
Особые условия проведения
В кружок принимаются все желающие.
Материально-техническая база
На занятиях используются:
·магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
·шахматные часы – 2 штуки;
·словарь шахматных терминов;
·комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.