- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Биология
- Исследовательская деятельность обучающихся в биологии
Исследовательская деятельность обучающихся в биологии
Направленность программы – естественнонаучная. Программа предусматривает исследовательскую, проектную и практическую деятельность учащихся в рамках подготовки к участию в олимпиадах и конкурсах проектно-исследовательских работ по биологическому, экологическому и краеведческому профилю, а также в рамках реализации исследовательских и социальных проектов естественнонаучной и краеведческой направленности.
Разработка дополнительных общеразвивающих программ для обучения школьников исследовательским навыкам актуальна, так как в настоящее время уделяется всё больше внимания исследовательской и проектной деятельности учащихся, расширился круг разнообразных конкурсов и олимпиад, но большинством школьных программ не предусмотрены достаточные возможности для выполнения исследовательских и проектных работ.
Педагоги
Педагог: Крутикова Наталья Николаевна
Содержание программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1. «Основы проектно-исследовательской деятельности»
Модуль 1. Реферативные и учебно- исследовательские работы.
1. Особенности и направления проектно-исследовательской деятельности
(введение) 6 часов
Ознакомление с программой.
Направления и формы творческих работ в области биологии, экологии и
краеведения, возможные объекты исследования. Этапы исследования. Практические работы.
Ознакомление с предлагаемой тематикой исследований, с творческими работами
воспитанников прошлых лет. Выбор темы для исследования. Представление результатов
выполненных ранее творческих работ (презентации, доклады, миниисследование).
2. Работа с литературой и другими источниками информации (4 часа)
Значение источников информации для исследователя, место литературного обзора в исследовательской работе. Способы классификации литературы: функциональная, тематическая.
Правила подбора литературы и работы с книгой. Правила составления и
оформления литературного обзора. Практические работы. Экскурсия в библиотеку. Классификация книг в библиотеке учебного кабинета по тематике и видам литературы. Подбор литературы по выбранной теме. Поиск нужной информации в выбранных источниках. Составление плана литературного обзора. Составление списка литературы. Доклады учащихся по итогам работы с литературой.
3. Методы исследований. Фиксация результатов исследования. ( 12 часов)
Описание, наблюдение, эксперимент, социологический опрос, анализ литературных источников интернет-ресурсов как методы исследований. Формы фиксации результатов исследования: протоколы наблюдений и экспериментов, социологического опроса, запись интервью и бесед; дневники наблюдений и полевые дневники; зарисовки, фото- и видеосъёмка, оформление коллекций и альбомов. Правила ведения дневника наблюдений, заполнения рабочих таблиц. Особенности фотосъемки (консультация специалиста-фотографа). Практические работы. Составление плана описания объекта. Описание внешнего вида животных и растений и условий их содержания (или обитания). Зарисовка и фотосъёмка объектов исследований, оформление подписей к рисункам и фотографиям. Сбор и оформление коллекций. Наблюдение за поведенческими реакциями животных (по выбору). Фенологические наблюдения (во время экскурсий или практических занятий на природе или в городе).Постановка мини-экспериментов(изучение пищевых предпочтений животных). Составление анкет для социологического опроса (тема – по выбору учащихся). Анкетирование воспитанников своего объединения и других респондентов. Заполнение рабочих таблиц и бланков протоколов исследований. Мини-конференция «Применение различных методов исследования и форм фиксации результатов при изучении природных объектов.
4. Обработка и анализ результатов исследования ( 4 часа)
Простейшие методы математической обработки полученных данных. Таблицы и правила их составления. Анализ полученных результатов: сравнение, обобщение, нахождение причины и следствия. Формулирование выводов. Практические работы. Математические расчёты по полученным результатам. Перевод числовых данных в проценты. Вычисление средних значений. Составление схем и таблиц по протоколам исследований. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. Проверка соответствия выводов цели и задачам работы.
5. Оформление творческих работ ( 6 часов)
. Практические работы. Знакомство с оформлением прежних творческих работ. Набор и форматирование текста в программе MS Word. Подбор иллюстраций и фотографий. Создание мультимедийной презентации на заданную тему.
6. Защита работы ( 4 часа)
Построение доклада. Использование наглядности при представлении работы. Речь докладчика. Психология выступления. Практические работы. Речевой тренинг. Занятие-тренинг «Я выступаю перед публикой». Выступления с докладами, обсуждение докладов.
Тематика практических работ может варьировать в зависимости от условий реализации программы.
Блок 2. Индивидуальные или коллективные исследования или проекты
(индивидуальные образовательные маршруты)
В зависимости от специфики выбранной темы и методики исследования, а также уровня освоения школьного курса биологии и экологии годовой объём данного блока программы для конкретных учащихся может составлять 36 или 72 часа, а количество часов на выполнение той или иной части работы может варьировать. В связи с этим содержание данного блока представлено общим планом индивидуальной работы над исследовательской темой, а более конкретное содержание для каждого воспитанника планируется ежегодно в виде индивидуального образовательного маршрута .
План индивидуальной работы над исследовательской темой
1. Выбор темы и объекта исследования .
2. Знакомство с другими работами по выбранному объекту и в данном направлении.
3. Постановка цели и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез.
Цели программы
Цель программы индивидуально-группового обучения: создание условий для самореализации личности учащихся в процессе совершенствования у них навыков проектно-исследовательской
деятельности и представления результатов своей работы на различных мероприятиях.
Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих задач:
Воспитательные:
1. Создание условий для формирования у учащихся адекватной
самооценки и веры в свои способности.
2. Создание условий для формирования целеустремлённости, развития умения ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
3. Совершенствование коммуникативных навыков (проведение социологических опросов, сотрудничество с социальными партнёрами, обмен опытом, публичные выступления).
Развивающие:
1. Совершенствование навыков поиска, обработки и представления информации.
2. Развитие навыков целеполагания, анализа информации и формулирования выводов.
3. Совершенствование навыков работы с компьютерными программами (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint) и Интернетбраузерами, используемыми для выполнения работ.
Обучающие:
1. Углубление и расширение знаний в выбранной области исследования; систематизация знаний в области экологии, биологии, краеведения.
2. Освоение конкретных исследовательских методик, используемых для выполнения исследования по выбранной теме.
3. Обучение навыкам оформления исследовательских и проектных работ.
Отличительные особенности данной программы:
· Программа предназначена для осуществления проектно-исследовательской деятельности на базе сообщества учащихся в Контакте, Центра развития образования г. Питкяранта, а также в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами и другими образовательными учреждениями, и может реализоваться педагогами-единомышленниками по различным направлениям; включает общие групповые занятия (экскурсии, семинары-практикумы, конференции) и работу в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по выбранному направлению с выбранным руководителем;
· Значительную часть работы учащиеся выполняют самостоятельно, вне учебной аудитории (работа с библиотечными фондами и Интернетисточниками, проведение полевых исследований или социологического опроса, набор текста работы и оформление презентаций и т.п.). В связи с этим возможны внеаудиторные и заочные формы проведения занятий ,например, обмен информацией с учащимися через электронную почту или социальные сети.
· Вовлечение учащихся в исследовательскую или проектную деятельность обусловливает высокую степень когнитивности данной программы. Развитие когнитивных навыков облегчает в дальнейшем поиск необходимой информации, усвоение новых знаний и освоение учебных программ различного уровня не только по биологии, экологии и краеведению, но и по другим предметам.
Результат программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Результаты реализации программы сформулированы исходя из принципа «дополнительности к основному образованию», с учётом стандартов общего образования и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
· самореализация личности через выполнение исследовательских работ и участие в проектной деятельности;
· развитие целеустремлённости;
· формирование адекватной самооценки;
· развитие познавательной активности;
· развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация.
Метапредметные результаты:
· расширение кругозора;
· развитие логического мышления;
· развитие памяти;
· навыки взаимодействия в группе в процессе реализации проекта или выполнения коллективного исследования;
Универсальные учебные действия:
· умение работать с тестами;
· умение самостоятельно находить, систематизировать и анализировать необходимую для работы информацию в различных источниках (литература, пресса, интернет);
· навыки компьютерной грамотности, работы в программах Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint и интернет-браузерах;
· навыки работы по алгоритму;
· навыки фиксации результатов исследования;
· навыки анализа полученных результатов, представления их в виде
схем, таблиц, графиков или диаграмм;
· навыки целеполагания и формулирования выводов;
· навыки публичного выступления, представления результатов своей
работы;
· навыки анализа и корректировки результатов выполненной работы.
Предметные результаты:
· общие знания в области экологии, биологии, краеведения;
· знание особенностей проведения биологических, экологических, краеведческих исследований. · навыки применения исследовательских методик;
Результаты, ожидаемые в процессе выполнения конкретной работы:
· освоение необходимых знаний в рамках выбранной темы исследования или проекта;
· освоение выбранной методики исследования, проведение исследований по выбранной теме;
· оформление исследовательской работы или проекта;
· защита исследовательской работы или проекта на конкурсах, олимпиадах и конференциях разного уровня.
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Диагностика образовательных результатов включает входной контроль и промежуточную аттестацию учащихся. Входной контроль служит для определения начального уровня знаний, умений и навыков учащихся и проводится в конце предыдущего (май) или в начале текущего учебного года (сентябрь) в форме собеседования и отбора по результативности участия в проектно-исследовательской деятельности в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы. На обучение по программе «Исследовательская деятельность обучающихся в биологии» могут быть приняты также воспитанники других педагогов и учащиеся школ, имеющие начальный опыт выполнения и представления творческих работ (доклады, презентации, мини-исследования) и желание заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Эти учащиеся в начале учебного года должны предоставить выполненные ранее работы. В ходе собеседования выявляются желание учащихся заниматься исследовательской или проектной деятельностью, область их интересов, планируются возможные направления индивидуальных образовательных маршрутов. Текущий контроль проводится в течение учебного года посредством педагогического наблюдения, тестирования, проверки качества выполнения практических заданий и работы над выбранной темой на разных этапах исследования, проведения мини-конференций и предзащит творческих работ, анкетирования и аналитических бесед по итогам отдельных этапов выполнения исследовательской работы или реализации проекта. Важной частью контроля является учёт результативности участия учащихся в олимпиадах и конкурсах эколого-биологической и краеведческой направленности различного уровня (по календарю мероприятий).
С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам освоения программы в I полугодии (декабрь) и во II полугодии (апрель-май) проводится промежуточная аттестация учащихся.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.
Аттестация позволяет выявить причины, способствующие или препятствующие реализации программы, и внести необходимые корректировки в её содержание.
Особые условия проведения
Отличительные особенности данной программы:
· Программа предназначена для осуществления проектно-исследовательской деятельности на базе сообщества учащихся в Контакте, Центра развития образования г. Питкяранта, а также в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами и другими образовательными учреждениями, и может реализоваться педагогами-единомышленниками по различным направлениям; включает общие групповые занятия (экскурсии, семинары-практикумы, конференции) и работу в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по выбранному направлению с выбранным руководителем;
· Значительную часть работы учащиеся выполняют самостоятельно, вне учебной аудитории (работа с библиотечными фондами и Интернетисточниками, проведение полевых исследований или социологического опроса, набор текста работы и оформление презентаций и т.п.). В связи с этим возможны внеаудиторные и заочные формы проведения занятий ,например, обмен информацией с учащимися через электронную почту или социальные сети.
Материально-техническая база
Микроскоп цифровой Celestron
1
Графический планшет, формат рабочей области А6 Wacom Intuos S Black (CTL-4100K-N)
7
Ранцевая полевая лаборатория исследования водоёмов НКВ-Р
1
Ноутбук Lenovo IdeaPad C340-15IWL черный
1