Исследовательская деятельность обучающихся в биологии

Направленность программы – естественнонаучная. Программа предусматривает исследовательскую, проектную и практическую деятельность учащихся в рамках подготовки к участию в олимпиадах и конкурсах проектно-исследовательских работ по биологическому, экологическому и краеведческому профилю, а также в рамках реализации исследовательских и социальных проектов естественнонаучной и краеведческой направленности.

Разработка дополнительных общеразвивающих программ для обучения школьников исследовательским навыкам актуальна, так как в настоящее время уделяется всё больше внимания исследовательской и проектной деятельности учащихся, расширился круг разнообразных конкурсов и олимпиад, но большинством школьных программ не предусмотрены достаточные возможности для выполнения исследовательских и проектных работ.

Педагоги

Педагог: Крутикова Наталья Николаевна

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1. «Основы проектно-исследовательской деятельности»

Модуль 1. Реферативные и учебно- исследовательские работы.

1. Особенности и направления проектно-исследовательской деятельности

(введение) 6 часов

Ознакомление с программой.

Направления и формы творческих работ в области биологии, экологии и

краеведения, возможные объекты исследования. Этапы исследования. Практические работы.

Ознакомление с предлагаемой тематикой исследований, с творческими работами

воспитанников прошлых лет. Выбор темы для исследования. Представление результатов

выполненных ранее творческих работ (презентации, доклады, миниисследование).

2. Работа с литературой и другими источниками информации (4 часа)

Значение источников информации для исследователя, место литературного обзора в исследовательской работе. Способы классификации литературы: функциональная, тематическая.

Правила подбора литературы и работы с книгой. Правила составления и

оформления литературного обзора. Практические работы. Экскурсия в библиотеку. Классификация книг в библиотеке учебного кабинета по тематике и видам литературы. Подбор литературы по выбранной теме. Поиск нужной информации в выбранных источниках. Составление плана литературного обзора. Составление списка литературы. Доклады учащихся по итогам работы с литературой.

3. Методы исследований. Фиксация результатов исследования. ( 12 часов)

Описание, наблюдение, эксперимент, социологический опрос, анализ литературных источников интернет-ресурсов как методы исследований. Формы фиксации результатов исследования: протоколы наблюдений и экспериментов, социологического опроса, запись интервью и бесед; дневники наблюдений и полевые дневники; зарисовки, фото- и видеосъёмка, оформление коллекций и альбомов. Правила ведения дневника наблюдений, заполнения рабочих таблиц. Особенности фотосъемки (консультация специалиста-фотографа). Практические работы. Составление плана описания объекта. Описание внешнего вида животных и растений и условий их содержания (или обитания). Зарисовка и фотосъёмка объектов исследований, оформление подписей к рисункам и фотографиям. Сбор и оформление коллекций. Наблюдение за поведенческими реакциями животных (по выбору). Фенологические наблюдения (во время экскурсий или практических занятий на природе или в городе).Постановка мини-экспериментов(изучение пищевых предпочтений животных). Составление анкет для социологического опроса (тема – по выбору учащихся). Анкетирование воспитанников своего объединения и других респондентов. Заполнение рабочих таблиц и бланков протоколов исследований. Мини-конференция «Применение различных методов исследования и форм фиксации результатов при изучении природных объектов.

4. Обработка и анализ результатов исследования ( 4 часа)

Простейшие методы математической обработки полученных данных. Таблицы и правила их составления. Анализ полученных результатов: сравнение, обобщение, нахождение причины и следствия. Формулирование выводов. Практические работы. Математические расчёты по полученным результатам. Перевод числовых данных в проценты. Вычисление средних значений. Составление схем и таблиц по протоколам исследований. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. Проверка соответствия выводов цели и задачам работы.

5. Оформление творческих работ ( 6 часов)

. Практические работы. Знакомство с оформлением прежних творческих работ. Набор и форматирование текста в программе MS Word. Подбор иллюстраций и фотографий. Создание мультимедийной презентации на заданную тему.

6. Защита работы ( 4 часа)

Построение доклада. Использование наглядности при представлении работы. Речь докладчика. Психология выступления. Практические работы. Речевой тренинг. Занятие-тренинг «Я выступаю перед публикой». Выступления с докладами, обсуждение докладов.

Тематика практических работ может варьировать в зависимости от условий реализации программы.

 

Блок 2. Индивидуальные или коллективные исследования или проекты

(индивидуальные образовательные маршруты)

В зависимости от специфики выбранной темы и методики исследования, а также уровня освоения школьного курса биологии и экологии годовой объём данного блока программы для конкретных учащихся может составлять 36 или 72 часа, а количество часов на выполнение той или иной части работы может варьировать. В связи с этим содержание данного блока представлено общим планом индивидуальной работы над исследовательской темой, а более конкретное содержание для каждого воспитанника планируется ежегодно в виде индивидуального образовательного маршрута .

План индивидуальной работы над исследовательской темой

1. Выбор темы и объекта исследования .

2. Знакомство с другими работами по выбранному объекту и в данном направлении.

3. Постановка цели и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез.

 

Цели программы

Цель программы индивидуально-группового обучения: создание условий для самореализации личности учащихся в процессе совершенствования у них навыков проектно-исследовательской

деятельности и представления результатов своей работы на различных мероприятиях.

Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих задач:

Воспитательные:

1. Создание условий для формирования у учащихся адекватной

самооценки и веры в свои способности.

2. Создание условий для формирования целеустремлённости, развития умения ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

3. Совершенствование коммуникативных навыков (проведение социологических опросов, сотрудничество с социальными партнёрами, обмен опытом, публичные выступления).

Развивающие:

1. Совершенствование навыков поиска, обработки и представления информации.

2. Развитие навыков целеполагания, анализа информации и формулирования выводов.

3. Совершенствование навыков работы с компьютерными программами (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint) и Интернетбраузерами, используемыми для выполнения работ.

Обучающие:

1. Углубление и расширение знаний в выбранной области исследования; систематизация знаний в области экологии, биологии, краеведения.

2. Освоение конкретных исследовательских методик, используемых для выполнения исследования по выбранной теме.

3. Обучение навыкам оформления исследовательских и проектных работ.

Отличительные особенности данной программы:

· Программа предназначена для осуществления проектно-исследовательской деятельности на базе сообщества учащихся в Контакте, Центра развития образования г. Питкяранта, а также в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами и другими образовательными учреждениями, и может реализоваться педагогами-единомышленниками по различным направлениям; включает общие групповые занятия (экскурсии, семинары-практикумы, конференции) и работу в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по выбранному направлению с выбранным руководителем;

· Значительную часть работы учащиеся выполняют самостоятельно, вне учебной аудитории (работа с библиотечными фондами и Интернетисточниками, проведение полевых исследований или социологического опроса, набор текста работы и оформление презентаций и т.п.). В связи с этим возможны внеаудиторные и заочные формы проведения занятий ,например, обмен информацией с учащимися через электронную почту или социальные сети.

· Вовлечение учащихся в исследовательскую или проектную деятельность обусловливает высокую степень когнитивности данной программы. Развитие когнитивных навыков облегчает в дальнейшем поиск необходимой информации, усвоение новых знаний и освоение учебных программ различного уровня не только по биологии, экологии и краеведению, но и по другим предметам.

 

Результат программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Результаты реализации программы сформулированы исходя из принципа «дополнительности к основному образованию», с учётом стандартов общего образования и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

· самореализация личности через выполнение исследовательских работ и участие в проектной деятельности;

· развитие целеустремлённости;

· формирование адекватной самооценки;

· развитие познавательной активности;

· развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация.

Метапредметные результаты:

· расширение кругозора;

· развитие логического мышления;

· развитие памяти;

· навыки взаимодействия в группе в процессе реализации проекта или выполнения коллективного исследования;

Универсальные учебные действия:

· умение работать с тестами;

· умение самостоятельно находить, систематизировать и анализировать необходимую для работы информацию в различных источниках (литература, пресса, интернет);

· навыки компьютерной грамотности, работы в программах Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint и интернет-браузерах;

· навыки работы по алгоритму;

· навыки фиксации результатов исследования;

· навыки анализа полученных результатов, представления их в виде

схем, таблиц, графиков или диаграмм;

· навыки целеполагания и формулирования выводов;

· навыки публичного выступления, представления результатов своей

работы;

· навыки анализа и корректировки результатов выполненной работы.

Предметные результаты:

· общие знания в области экологии, биологии, краеведения;

· знание особенностей проведения биологических, экологических, краеведческих исследований. · навыки применения исследовательских методик;

Результаты, ожидаемые в процессе выполнения конкретной работы:

· освоение необходимых знаний в рамках выбранной темы исследования или проекта;

· освоение выбранной методики исследования, проведение исследований по выбранной теме;

· оформление исследовательской работы или проекта;

· защита исследовательской работы или проекта на конкурсах, олимпиадах и конференциях разного уровня.

Система оценки результатов освоения образовательной программы

Диагностика образовательных результатов включает входной контроль и промежуточную аттестацию учащихся. Входной контроль служит для определения начального уровня знаний, умений и навыков учащихся и проводится в конце предыдущего (май) или в начале текущего учебного года (сентябрь) в форме собеседования и отбора по результативности участия в проектно-исследовательской деятельности в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы. На обучение по программе «Исследовательская деятельность обучающихся в биологии» могут быть приняты также воспитанники других педагогов и учащиеся школ, имеющие начальный опыт выполнения и представления творческих работ (доклады, презентации, мини-исследования) и желание заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Эти учащиеся в начале учебного года должны предоставить выполненные ранее работы. В ходе собеседования выявляются желание учащихся заниматься исследовательской или проектной деятельностью, область их интересов, планируются возможные направления индивидуальных образовательных маршрутов. Текущий контроль проводится в течение учебного года посредством педагогического наблюдения, тестирования, проверки качества выполнения практических заданий и работы над выбранной темой на разных этапах исследования, проведения мини-конференций и предзащит творческих работ, анкетирования и аналитических бесед по итогам отдельных этапов выполнения исследовательской работы или реализации проекта. Важной частью контроля является учёт результативности участия учащихся в олимпиадах и конкурсах эколого-биологической и краеведческой направленности различного уровня (по календарю мероприятий).

 С целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия  прогнозируемым результатам освоения программы в I полугодии (декабрь) и во II полугодии (апрель-май) проводится промежуточная аттестация учащихся.

Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.

Аттестация позволяет выявить причины, способствующие или препятствующие реализации программы, и внести необходимые корректировки в её содержание.

Особые условия проведения

Отличительные особенности данной программы:

· Программа предназначена для осуществления проектно-исследовательской деятельности на базе сообщества учащихся в Контакте, Центра развития образования г. Питкяранта, а также в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными школами и другими образовательными учреждениями, и может реализоваться педагогами-единомышленниками по различным направлениям; включает общие групповые занятия (экскурсии, семинары-практикумы, конференции) и работу в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по выбранному направлению с выбранным руководителем;

· Значительную часть работы учащиеся выполняют самостоятельно, вне учебной аудитории (работа с библиотечными фондами и Интернетисточниками, проведение полевых исследований или социологического опроса, набор текста работы и оформление презентаций и т.п.). В связи с этим возможны внеаудиторные и заочные формы проведения занятий ,например, обмен информацией с учащимися через электронную почту или социальные сети.

Материально-техническая база

Микроскоп цифровой Celestron
1
Графический планшет, формат рабочей области А6 Wacom Intuos S Black (CTL-4100K-N)
7
Ранцевая полевая лаборатория исследования водоёмов НКВ-Р
1
Ноутбук Lenovo IdeaPad C340-15IWL черный
1