Дополнительная предпрофессиональная программа «Фортепиано»

I.1.             Образовательная программа составлена  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-приобретение детьми знаний, умений, навыков  игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

-воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого исполнительства;

-приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Педагоги

Михайлова З.В.

Бохан Т.А.

Малинова Г.А.

Содержание программы

Учебный план образовательной программы «Фортепиано» Школы (далее по тексту - ОП), составлен на основе Федеральных государственных требований к минимуму  содержание, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденных приказом Министерство культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163.

Учебный план включает 8-летний полный курс обучения.

Учебный план программы «Фортепиано» имеет предметные области:

·         музыкальное исполнительство (учебные предметы: специальность и чтение с листа, ансамбль, концертмейстерский класс, хоровой класс),

·         теория и история музыки (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература)

-         вариативная часть (ритмика, элементарная теория музыки)

и разделы:

·         консультации

·         промежуточная аттестация

·         итоговая аттестация

 

В учебный план ОП в вариативную часть включен учебный предмет «Ритмика», он реализуется 2 года для учащихся 1-2 классов. Уроки проходят в форме мелкогрупповых занятий, по 1 разу в неделю для 1 классов 35 минут, для 2 классов – 40 минут.

В учебный план ОП в вариативную часть включен учебный предмет «Теория музыки», он реализуется 1 год для учащихся 8-х классов в форме мелкогрупповых занятий по 1 разу в неделю по 45 минут.

Учебный план ОП учебных предметов обязательной и вариативной части предусматривает объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся. Внеаудиторная работа предусматривает выполнения домашнего задания по предметам, посещение концертов, подготовку и участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других культурных мероприятиях.

 Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

Продолжительность уроков в 1 классе 35 минут, со 2 по 4 – 40 минут, с 5 по 8 – 45 минут.

 Примечание к учебному плану

 1.       При реализации ОП Школы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.

2.       При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься учащиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из учащихся первых классов; хор из учащихся 2–4-х классов; хор из учащихся 5–8-х классов. В зависимости от количества учащихся возможно перераспределение хоровых групп.

3.       По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как учащиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений учащегося с преподавателем.

4.       Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать учащиеся Школы или, в случае их недостаточности, работники Школы. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.

5.             Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной части: 

·    «Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6  классы  – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов;

·    «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю;

·    «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю;

·    «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю;

·    «Сольфеджио» – 1 час в неделю;

·    «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю;

·    «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.

Объем самостоятельной работы по учебным предметам вариативной части:

·         «Теория музыки» — 1 час

Цели программы

-воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений, навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями  учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результатов.

Результат программы

в области музыкального исполнительства:

-знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

-знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре  в ансамбле;

-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

-умения  создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;

-навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

-навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

-первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

-навыков публичных выступлений;

в области  теории и истории музыки:

-знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

-первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

-умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

-навыков восприятия элементов музыкального языка;

-сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

-навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

-навыков анализа музыкального произведения;

-навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические  периоды;

-навыков записи музыкального текста по слуху;

-первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по образовательной программе Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей -слуха, ритма, музыкальной памяти.

Материально-техническая база

Обеспечена для реализации целей ОП.