- Главная
- Направления
- Художественная
- Инструментальное музицирование
- Дополнительная предпрофессиональная программа «Фортепиано»
Дополнительная предпрофессиональная программа «Фортепиано»
I.1. Образовательная программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений, навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
-воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого исполнительства;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Педагоги
Михайлова З.В.
Бохан Т.А.
Малинова Г.А.
Содержание программы
Учебный план образовательной программы «Фортепиано» Школы (далее по тексту - ОП), составлен на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержание, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденных приказом Министерство культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 163.
Учебный план включает 8-летний полный курс обучения.
Учебный план программы «Фортепиано» имеет предметные области:
· музыкальное исполнительство (учебные предметы: специальность и чтение с листа, ансамбль, концертмейстерский класс, хоровой класс),
· теория и история музыки (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература)
- вариативная часть (ритмика, элементарная теория музыки)
и разделы:
· консультации
· промежуточная аттестация
· итоговая аттестация
В учебный план ОП в вариативную часть включен учебный предмет «Ритмика», он реализуется 2 года для учащихся 1-2 классов. Уроки проходят в форме мелкогрупповых занятий, по 1 разу в неделю для 1 классов 35 минут, для 2 классов – 40 минут.
В учебный план ОП в вариативную часть включен учебный предмет «Теория музыки», он реализуется 1 год для учащихся 8-х классов в форме мелкогрупповых занятий по 1 разу в неделю по 45 минут.
Учебный план ОП учебных предметов обязательной и вариативной части предусматривает объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся. Внеаудиторная работа предусматривает выполнения домашнего задания по предметам, посещение концертов, подготовку и участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других культурных мероприятиях.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.
Продолжительность уроков в 1 классе 35 минут, со 2 по 4 – 40 минут, с 5 по 8 – 45 минут.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП Школы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься учащиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из учащихся первых классов; хор из учащихся 2–4-х классов; хор из учащихся 5–8-х классов. В зависимости от количества учащихся возможно перераспределение хоровых групп.
3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как учащиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений учащегося с преподавателем.
4. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать учащиеся Школы или, в случае их недостаточности, работники Школы. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
5. Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной части:
· «Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов;
· «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю;
· «Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю;
· «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю;
· «Сольфеджио» – 1 час в неделю;
· «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю;
· «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.
Объем самостоятельной работы по учебным предметам вариативной части:
· «Теория музыки» — 1 час
Цели программы
-воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
-формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
-формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений, навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результатов.
Результат программы
в области музыкального исполнительства:
-знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
-знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
-умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
-навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
-навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
-первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
-навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
-знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
-первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
-умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
-навыков восприятия элементов музыкального языка;
-сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
-навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
-навыков анализа музыкального произведения;
-навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
-навыков записи музыкального текста по слуху;
-первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Особые условия проведения
При приеме на обучение по образовательной программе Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей -слуха, ритма, музыкальной памяти.
Материально-техническая база
Обеспечена для реализации целей ОП.