«Занимательная математика»

Структура программы:

Программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие, воспитывает уверенность в своих силах.


1 класс
Вводное занятие 1 ч. теория

Практика
Игры с числами 8 ч. 
Отношения между предметами 6 ч.
Геометрическая мозаики 6 ч.
Логические задачи 6 ч.
Нестандартные задачи 6 ч.
итого 33 ч.

2 класс
Вводное занятие 1 ч. теория

Практика

Игры с числами -5 ч.
Магические квадраты и цепи 6 ч.
Логические и комбинаторные задачи 9 ч.
Страна геометрия 7 ч.
Нестандартные задачи 6 ч.
итого 34 ч.

3 класс
Вводное занятие 1 ч. теория
Практика
Игры с числами -2 ч.
Магические квадраты - 4ч.
Решение уравнений -5 ч.
Логические и комбинаторные задачи -7 ч.
Страна геометрия- 6 ч.
Нестандартные задачи- 9 ч.
итого  34 ч.

4 класс
Вводное занятие 1 ч. теория

Практика
Игры с числами -3 ч.
Решение уравнений-7 ч.
Логические и комбинаторные задачи -9 ч.
Страна геометрия -7 ч.
Нестандартные задачи- 7 ч.

итого
34

Всего часов
135

Педагоги

Юплова Ирина Анатольевна

Елагина Елена Владимировна

Содержание программы

1 год обучения (33 часа) Программа первого класса направлена на воспитание у обучающихся интереса к математике, развитие их математических и познавательных универсальных учебных действий.

Знакомство с режимом работы. Освоение математической терминологии.

Используя сказочный сюжет познакомить с образованием чисел, способствовать усвоению порядка следования чисел натурального ряда, развитие умения свободно оперировать числами. Игры «Рыболовы» «Путаница» «Исправь ошибку» «Цепочка» «Контролёры».

Упражнения на выделение в предметах разные особенности, вычленение разных свойств качества. Признаки предметов. Существенные и несущественные признаки предметов. Полное и неполное сравнение. Упражнения по формированию одностороннего (разностороннего) анализа.

Замкнутые и незамкнутые линии. Области и границы. Составление и зарисовывание фигур по собственному замыслу. Конструирование фигур на плоскости. Моделирование фигур.

Логически-поисковые задания. Выявление простых закономерностей. Решение конструктивных задач разных видов. (по образцу, по аналогии, по описанию и т.д.). Схематическое изображение задач, решение задач способом составления таблицы.

Первое знакомство с нестандартными задачами. Элементы нестандартных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте для ответа на заданный вопрос.

2год обучения(34 часа) Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретённых умений и навыков на более высоком уровне, интенсивное формирование деятельностных способностей.

Решение «весёлых задач». Составление загадок, требующих математического решения. Инсценирование математических загадок. Числовые головоломки. Восстановление примеров. Заполнение числовых кроссвордов. Решение и составление ребусов.

Знакомство с наиболее простыми и универсальными способами построения. Решение и составление магических квадратов и цепочек. Тренировочные игры.

Элементы логических и комбинаторных задач. Решение логических задач разных видов. Приёмы их решения. Логически-поисковые задания.

Части фигур. Учить сравнивать геометрические фигуры, находить схожие и отличительные признаки фигур. Разрезание и составление фигур.

Ориентирование в тексте задачи. Поиск необходимых данных для решения. Составление аналогичных заданий.

3 год обучения (34 часа) На третьем году обучения большое внимание уделяется овладению элементарными навыками исследовательской деятельности, развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности,

Числовые головоломки. Восстановление примеров. Заполнение числовых кроссвордов. Решение и составление ребусов.

Осуществление вариативного поиска данных необходимых для решения. Магический квадрат умножения. Магический квадрат деления. Составление аналогичных заданий.

Моделирование фигур. Преобразование фигур на плоскости. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Определение места заданной фигуры в конструкции.

Основные приёмы решения уравнений. Применение алгоритма решения уравнений. Составление уравнений при решении задач.

Формирование умения правильно строить предположения и логические связки. Решение логических задач разными способами: с помощью схем, таблиц, методом перебора. Логически-поисковые задания. Наглядная математика (работа в группах: инсценирование)

Нестандартные задачи (9ч) Овладение поисковыми навыками возможных вариантов решения. Выстраивание гипотезы решения задачи. Решение задач на установление причинно-следственных связей. Задачи с многовариантными решениями.

4 год обучения (34ч) Четвёртый год направлен на обучение учащихся самостоятельной деятельности: искать и разрабатывать пути решения задач, обосновывать и доказывать верность своего выбора.

Числовые головоломки. Восстановление примеров. Заполнение числовых кроссвордов. Решение и составление ребусов. Выпуск математической газеты.

Применение алгоритма решения уравнений. Составление уравнений. Решение задач с помощью уравнений.

Наблюдения за изменением решения задач при изменении условия. Прогнозы, выводы, рассуждения, построение умозаключений. Логически-поисковые задания.

Моделирование геометрических объектов с заданными свойствами. Свойства геометрических фигур: куб, цилиндр и шар. Симметричные фигуры.

Знакомство с оригинальными путями рассуждений. Определение стратегии решения: анализ ситуации, сопоставление данных. Выдвижение гипотез и обоснование доказательств решения задачи. Задачи на разрешение противоречий. Составление аналогичных заданий. Выполнение проекта.

Цели программы

Формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы:

1 класс (33 ч.)

Должны знать:

свойства арифметических действий;

разрядный состав чисел в пределах ста;

названия геометрических фигур: ромб, трапеция, неправильный четырехугольник;

способы решения головоломок, шарад, ребусов, магических квадратов;

Должны уметь:

устно выполнять вычислительные приемы;

использовать знания для решения заданий;

узнавать и изображать геометрические фигуры;

анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;

решать задания олимпиадного характера.

 

2 класс (34 ч.)

Должны знать:

свойства арифметических действий;

разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;

названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;

способы решения головоломок, шарад, ребусов;

биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.

Должны уметь:

устно выполнять вычислительные приемы;

использовать знания для решения заданий;

узнавать и изображать геометрические фигуры;

анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками», магических квадратов;

осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;

принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру».

3 класс (34 ч.)

Должны знать:

свойства арифметических действий;

способы сравнения и измерения площадей;

разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;

названия геометрических фигур;

способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Должны уметь:

устно выполнять вычислительные приемы;

использовать знания для решения заданий;

узнавать и изображать геометрические фигуры;

строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;

анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

осуществлять самостоятельный поиск решений.

4 класс (34 ч.)

Должны знать:

разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиарда;

названия геометрических фигур: конус, усеченный конус, параллелограмм, цилиндр, шар;

старинные меры измерений;

алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов, магических квадратов;

алгоритм выполнения проектов;

дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;

древнерусский способ умножения.

Должны уметь:

решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;

оформлять презентацию;

преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять  свои подобные задания;

конструировать геометрические фигуры;

изображать на плоскости объемные фигуры;

составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;

анализировать и решать головоломки, шарады;

осуществлять самостоятельный поиск решений;

выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;

пользоваться математической терминологией.

Особые условия проведения

Программа для учеников 1-4 классов

Материально-техническая база

Учебный кабинет с интерактивной доской и мультимедийным проектором.