- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Математические предметы (математика, программирование)
- «Занимательная математика»
«Занимательная математика»
Структура программы:
Программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие, воспитывает уверенность в своих силах.
1 класс
Вводное занятие 1 ч. теория
Практика
Игры с числами 8 ч.
Отношения между предметами 6 ч.
Геометрическая мозаики 6 ч.
Логические задачи 6 ч.
Нестандартные задачи 6 ч.
итого 33 ч.
2 класс
Вводное занятие 1 ч. теория
Практика
Игры с числами -5 ч.
Магические квадраты и цепи 6 ч.
Логические и комбинаторные задачи 9 ч.
Страна геометрия 7 ч.
Нестандартные задачи 6 ч.
итого 34 ч.
3 класс
Вводное занятие 1 ч. теория
Практика
Игры с числами -2 ч.
Магические квадраты - 4ч.
Решение уравнений -5 ч.
Логические и комбинаторные задачи -7 ч.
Страна геометрия- 6 ч.
Нестандартные задачи- 9 ч.
итого 34 ч.
4 класс
Вводное занятие 1 ч. теория
Практика
Игры с числами -3 ч.
Решение уравнений-7 ч.
Логические и комбинаторные задачи -9 ч.
Страна геометрия -7 ч.
Нестандартные задачи- 7 ч.
итого
34
Всего часов
135
Педагоги
Юплова Ирина Анатольевна
Елагина Елена Владимировна
Содержание программы
1 год обучения (33 часа) Программа первого класса направлена на воспитание у обучающихся интереса к математике, развитие их математических и познавательных универсальных учебных действий.
Знакомство с режимом работы. Освоение математической терминологии.
Используя сказочный сюжет познакомить с образованием чисел, способствовать усвоению порядка следования чисел натурального ряда, развитие умения свободно оперировать числами. Игры «Рыболовы» «Путаница» «Исправь ошибку» «Цепочка» «Контролёры».
Упражнения на выделение в предметах разные особенности, вычленение разных свойств качества. Признаки предметов. Существенные и несущественные признаки предметов. Полное и неполное сравнение. Упражнения по формированию одностороннего (разностороннего) анализа.
Замкнутые и незамкнутые линии. Области и границы. Составление и зарисовывание фигур по собственному замыслу. Конструирование фигур на плоскости. Моделирование фигур.
Логически-поисковые задания. Выявление простых закономерностей. Решение конструктивных задач разных видов. (по образцу, по аналогии, по описанию и т.д.). Схематическое изображение задач, решение задач способом составления таблицы.
Первое знакомство с нестандартными задачами. Элементы нестандартных задач. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте для ответа на заданный вопрос.
2год обучения(34 часа) Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретённых умений и навыков на более высоком уровне, интенсивное формирование деятельностных способностей.
Решение «весёлых задач». Составление загадок, требующих математического решения. Инсценирование математических загадок. Числовые головоломки. Восстановление примеров. Заполнение числовых кроссвордов. Решение и составление ребусов.
Знакомство с наиболее простыми и универсальными способами построения. Решение и составление магических квадратов и цепочек. Тренировочные игры.
Элементы логических и комбинаторных задач. Решение логических задач разных видов. Приёмы их решения. Логически-поисковые задания.
Части фигур. Учить сравнивать геометрические фигуры, находить схожие и отличительные признаки фигур. Разрезание и составление фигур.
Ориентирование в тексте задачи. Поиск необходимых данных для решения. Составление аналогичных заданий.
3 год обучения (34 часа) На третьем году обучения большое внимание уделяется овладению элементарными навыками исследовательской деятельности, развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности,
Числовые головоломки. Восстановление примеров. Заполнение числовых кроссвордов. Решение и составление ребусов.
Осуществление вариативного поиска данных необходимых для решения. Магический квадрат умножения. Магический квадрат деления. Составление аналогичных заданий.
Моделирование фигур. Преобразование фигур на плоскости. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Определение места заданной фигуры в конструкции.
Основные приёмы решения уравнений. Применение алгоритма решения уравнений. Составление уравнений при решении задач.
Формирование умения правильно строить предположения и логические связки. Решение логических задач разными способами: с помощью схем, таблиц, методом перебора. Логически-поисковые задания. Наглядная математика (работа в группах: инсценирование)
Нестандартные задачи (9ч) Овладение поисковыми навыками возможных вариантов решения. Выстраивание гипотезы решения задачи. Решение задач на установление причинно-следственных связей. Задачи с многовариантными решениями.
4 год обучения (34ч) Четвёртый год направлен на обучение учащихся самостоятельной деятельности: искать и разрабатывать пути решения задач, обосновывать и доказывать верность своего выбора.
Числовые головоломки. Восстановление примеров. Заполнение числовых кроссвордов. Решение и составление ребусов. Выпуск математической газеты.
Применение алгоритма решения уравнений. Составление уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Наблюдения за изменением решения задач при изменении условия. Прогнозы, выводы, рассуждения, построение умозаключений. Логически-поисковые задания.
Моделирование геометрических объектов с заданными свойствами. Свойства геометрических фигур: куб, цилиндр и шар. Симметричные фигуры.
Знакомство с оригинальными путями рассуждений. Определение стратегии решения: анализ ситуации, сопоставление данных. Выдвижение гипотез и обоснование доказательств решения задачи. Задачи на разрешение противоречий. Составление аналогичных заданий. Выполнение проекта.
Цели программы
Формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи.
Результат программы
Ожидаемые результаты освоения программы:
1 класс (33 ч.)
Должны знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав чисел в пределах ста;
названия геометрических фигур: ромб, трапеция, неправильный четырехугольник;
способы решения головоломок, шарад, ребусов, магических квадратов;
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
решать задания олимпиадного характера.
2 класс (34 ч.)
Должны знать:
свойства арифметических действий;
разрядный состав многозначных чисел в пределах тысячи;
названия геометрических фигур: призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
способы решения головоломок, шарад, ребусов;
биографии математиков древности: Архимеда и Пифагора.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками», магических квадратов;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру».
3 класс (34 ч.)
Должны знать:
свойства арифметических действий;
способы сравнения и измерения площадей;
разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
названия геометрических фигур;
способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений.
4 класс (34 ч.)
Должны знать:
разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиарда;
названия геометрических фигур: конус, усеченный конус, параллелограмм, цилиндр, шар;
старинные меры измерений;
алгоритм выполнения решения головоломок, шарад, ребусов, магических квадратов;
алгоритм выполнения проектов;
дроби: чтение, запись, простейшие приёмы сложения и вычитания дробей;
древнерусский способ умножения.
Должны уметь:
решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
оформлять презентацию;
преобразовывать геометрические фигуры на плоскости по заданной программе и составлять свои подобные задания;
конструировать геометрические фигуры;
изображать на плоскости объемные фигуры;
составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;
анализировать и решать головоломки, шарады;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
выполнять объёмные фигуры конуса, цилиндра, усеченного конуса по их развёртке;
пользоваться математической терминологией.
Особые условия проведения
Программа для учеников 1-4 классов
Материально-техническая база
Учебный кабинет с интерактивной доской и мультимедийным проектором.