Бабушкин сундук

Данная программа предназначена для привлечения учащихся к изучению истории быта и деятельности наших предков, исследования интересных фактов истории и современности, при сочетании индивидуального подхода к каждому ребенку с формами групповой деятельности в декоративно-прикладном творчестве. Содержание программы вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности,

осуществляет развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа предусматривает организацию активных форм проведения

занятий с учащимися. Сочетание теоретических, практических занятий, наряду с познанием мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. Игрушка, сувенир, созданные своими руками, имеют большое значение в творческом развитии

ребенка и является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. На основе приобретаемых умений и знаний ребенок укрепляет свою принадлежность к системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, которое базируется на понимании того, что он может изготовить сам предметы, которые могут доставлять радость и другим.

Педагоги

Точинова Светлана Николаевна

Содержание программы

В настоящее время назрела необходимость обратиться к нравственному, историческому опыту нашего народа. Возвращаясь к традициям наших предков мы вносим в жизнь подрастающего поколения интерес к истории русских мастеров. Это происходит путём знакомства с народными промыслами через практическое изготовление народных игрушек, кукол – оберегов и сувениров из различных материалов. Занимаясь по данной программе у детей есть реальная возможность сравнить техники, технологии и материалы прошлого и настоящего, появилась возможность развития творческих способностей учащихся, формирования первоначальных трудовых навыков, приобщения к народной культуре, а также решение проблемы занятости детей в свободное время.

Цели программы

Использование культурного, исторического и научного наследия в процессе обучения и воспитания детей.

Результат программы

Планируемые результаты:

 

   Предметные-

       Ознакомление  с бытом русской крестьянской семьи, традициями, обычаями, нравами её обитателей.

- Знание  материалов; основных понятий и терминологии; исторических  сведений о народных  традициях, обрядах, способах изготовления кукол, оберегов, элементов одежды и обуви, предметов быта,  игрушек;

-  Знание правил техники безопасности, противопожарной безопасности;  правил организации рабочего места;

- Применение  приёмов изготовления традиционных оберегов, народных кукол.

- самостоятельное изготовление сувениров из современных материалов, опираясь на старинную технологию их изготовления;

- Умение владеть различными технологиями в изготовлении работ с различными материалами: ткань, нитки, бумага, шерсть:                        

- Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

 

   Метапредметные –

  -  Развитие творческих способностей, памяти, воображения, логического и творческого мышления;

- Умение наблюдать, анализировать, запоминать;

- Умение оценивать достоинства и недостатки своей работы и оценить  работу товарищей, участвовать в коллективной работе.

 - Развитие  стремления к самостоятельному творчеству.

 

    Личностные-

- Формирование  эстетического вкуса, потребности общения с искусством и культуре взаимоотношений (эмоциональная отзывчивость при восприятии красивых вещей);.

 - Осознание  понятия «ПРОШЛОЕ», «НАСТОЯЩЕЕ» время, ощущать себя продолжателем  в потоке времени.

- Проявление  гордости за свой народ, свою страну, обычаи родного края.

- Воспитывать трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей (проявление аккуратности и терпения);
- Умение  вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
- Умение добиваться поставленной цели.

- Проявление любви и уважения к творчеству наших предков.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность обучающимся ознакомиться с народными традициями создания игрушки, оберега, предметами быта, обычаями наших предков не только теоретически, но и практически прикоснуться к предметам старины, так как в объединении накоплены исторические экспонаты. У детей есть возможность сравнить техники и технологии создания сувениров различных эпох, в том числе и современных. Это даёт возможность непосредственного вовлечения учащихся, не только в создание игрушки, сувенира, но и самим поучаствовать в преумножении исторических экспонатов, реставрируя или создавая сувениры по старинным технологиям.

Материально-техническая база

Характеристика помещения.

Занятия проводятся в просторном кабинете, рассчитанном на 14 рабочих мест. В кабинете имеются шкафы с материалами, стеллажи, стенды с образцами, с соблюдением правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и рабочих местах, правил пожарной безопасности.

Перечень оборудования, инструментов, материалов:

 линейка, вязальные, иглы для шитья и вышивания, булавки, конструктивные детали и дополнения (каркасы, кольца, палочки, пряжки, бусины, спилы и др.), пяльца,  мулине, тесьма, шнуры, шпагаты, бумага разной фактуры, ткань, канва, пластилин, глина, шерсть для валяния, краски.