Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

      Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

      Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 

Педагоги

1 год обучения

Поддубная Л.Н.,Инжуватова Л.А.

2 год обучения

Сичинава О.А.,Исакова А.Ч.,Свиридова С.Н.

3 год обучения

Павлова И.В.,Павлова Л.А.,Ляккоева А.М.

Содержание программы

1 год обучения

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Тема 2. Как задавать вопросы? – 1 ч

Тема 3. Как выбрать тему исследования?- 1 ч

Тема 4 . Учимся выбирать дополнительную литературу

Тема 5. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 1ч.

Тема 6.  Наблюдение как способ выявления проблем. – 1ч.

Тема 7. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 1 ч.

Тема 8-9. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Тема 10-11. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотез). – 2ч.

Тема 12. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 1ч.

Тема 13. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.- 1ч.

Тема 14. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 1ч.

Тема 15. Методика проведения самостоятельных исследований. – 1ч.

Тема 16. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 1ч.

Тема 17. Презентация исследовательской работы (групповая  деятельность). -1ч

2 год обучения

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Тема 2. Как задавать вопросы? Банк идей - 1ч.

Тема 3. Тема, предмет, объект исследования – 1ч

Тема 4. Цели и задачи исследования – 1ч.

Тема 5. Учимся выдвигать гипотезы - 1 ч

Тема 6.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 1ч.

Тема 7. Что такое эксперимент - 1ч.

Тема 8-10.Сбор материала для исследования  - 3 ч.

Тема 11. Обобщение полученных данных  - 1 ч.

Тема 12.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Тема 13. Как подготовить сообщение - 1 ч

 Тема 14.  Подготовка к защите  - 1 ч.

Тема 15. Индивидуальные консультации  - 1 ч.

Тема 16-17.  Подведение итогов работы  - 2 ч.

3 год обучения

Тема 1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. – 1 ч

Тема 2.  Культура мышления. – 1 ч

Тема 3 . Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. – 1 ч

Тема 4.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. – 1ч

Тема 5. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. – 1ч

Тема 6. Предмет и объект исследования. – 1ч

Тема 7. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1 ч

Тема 8. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -1 ч.

Тема 9.  Наблюдение и экспериментирование  - 1 ч.

Тема 10.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 1ч.

Тема 11.   Обработка и анализ всех полученных данных - 1ч.

Тема 12-14.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Тема 15 .  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Тема 16 -17.  Итоговое занятие  Защита исследовательских работ– 1ч.

 

 

                           

Цели программы

Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности

Результат программы

В результате изучения курса «Юный исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

- получат возможность осознать своё место в мире; 

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Материально-техническая база

Комплект для исследовательских работ