От истоков к современности

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время назрела необходимость обратиться к нравственному, историческому опыту нашего народа. Возвращаясь к традициям наших предков мы вносим в жизнь подрастающего поколения интерес к истории русских мастеров. Это происходит путём знакомства с народными промыслами через практическое изготовление народных игрушек, кукол – оберегов и сувениров из различных материалов. Занимаясь по данной программе у детей есть реальная возможность сравнить техники, технологии и материалы прошлого и настоящего, появилась возможность развития творческих способностей учащихся, формирования первоначальных трудовых навыков, приобщения к народной культуре, а также решение проблемы занятости детей в свободное время.

Педагоги

Точинова Светлана Николаевна

Содержание программы

1.    Вводное занятие.

Теория – 2 час. 

Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами   с записью в журнале учета работы, обязанности обучающихся по сохранности оборудования и материалов, ознакомление с планом эвакуации на случай пожара и учебная эвакуация, расписание занятий.

 

2. Старинная архитектура и иконы.

Теория – 2 час.

Самостоятельная исследовательская работа  на тему «Иконы». Выбор одной из икон для исследовательского проекта.

Практика – 4 час.

 Рисунок избы с чердаком, рисунок терема с резьбой. Защита проекта по иконам.

 

3. Элементы одежды и обуви.

Теория – 2 час.

Лапти. Участие в показательном мастер – классе.

Практика – 14 час.

 Изготовление полотна (пояс), шитьё повойника, валяние из шерсти (валенок).

 

4. Обереговые куклы.

Теория – 2 час.

Участие в показательном мастер – классе.

Практика – 6 час.

 Обереговые куклы – «Вербная», «Масленица», «Подорожница».

 

5. Крестьянская утварь.

Теория – 6 час.

Самостоятельная исследовательская работа  на тему по выбору «Зыбка» (люлька), «Кухонная утварь» (посуда), «Самовар в русской избе».

Практика – 8 час.

Корзина (плетение короба), посуда (чугуны, крынки, сковороды, туеса, латки, ухват, лопата для хлеба (рисунок), изготовление работ из глины (чашка).

 

6. Рукоделие.

Теория – 2 час.

Рушник – проект

Практика – 18 час.

Вышивка салфетки на пяльцах, сюжетная лепка из глины (птичка, колокольчик), раскрашивание, изготовление домика – подсвечника из глины, раскрашивание. Рушник – самостоятельная исследовательская деятельность = Защита проекта.

 

7. Макраме. Узлы и цепочки.

Теория – 4 час.

Составление и подбор схем.

Практика – 20 час.

Крепление нитей, узлы из одной, двух, трёх и более нитей, приём «пико» на цепочке из двойных плоских узлов. Цветок, солнышко, ёжики, рыбки, браслет, брелок, колье, ёлочный шарик, декоративная рамочка, пояс, человечек, брошка, стрекоза.

 

8. Макраме. Узелковые узоры.

Теория – 4 час.

Составление и подбор схем.

Практика – 16час.

Шахматка из двойных плоских узлов, горизонтальный и вертикальный репсовый узел и бриды, плетение картинок, техника кавандоли. Подставочка, снежинка, бабочка, оленёнок, панно, подставка под горячее, алфавит.

 

9. Макраме. Комплексные изделия.

Составление и подбор схем.

Теория – 6 час.

Составление и подбор схем.

Практика – 26 час.

Совушка, заяц, мышка, рыбка, карман для карандашей, фоторамка, маленькое кашпо, работа по желанию.

 

10. Итоговое занятие.

Теория – 2 час.

Выставка работ в музее. Подведение итогов.

Цели программы

Использование культурного, исторического и научного наследия в процессе обучения и воспитания детей.

Результат программы

Планируемые результаты:

 

   Предметные-

       Ознакомление  с бытом русской крестьянской семьи, традициями, обычаями, нравами её обитателей.

- Знание  материалов; основных понятий и терминологии; исторических  сведений о народных  традициях, обрядах, способах изготовления кукол, оберегов, элементов одежды и обуви, предметов быта,  игрушек;

-  Знание правил техники безопасности, противопожарной безопасности;  правил организации рабочего места;

- Применение  приёмов изготовления традиционных оберегов, народных кукол.

- самостоятельное изготовление сувениров из современных материалов, опираясь на старинную технологию их изготовления;

- Умение владеть различными технологиями в изготовлении работ с различными материалами: ткань, нитки, бумага, шерсть, освоение основных приёмов макраме;                       

- Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

 

 

   Метапредметные –

  -  Развитие творческих способностей, памяти, воображения, логического и творческого мышления;

- Умение наблюдать, анализировать, запоминать;

- Умение оценивать достоинства и недостатки своей работы и оценить  работу товарищей, участвовать в коллективной работе.

 - Развитие  стремления к самостоятельному творчеству.

 

    Личностные-

- Формирование  эстетического вкуса, потребности общения с искусством и культуре взаимоотношений (эмоциональная отзывчивость при восприятии красивых вещей);.

 - Осознание  понятия «ПРОШЛОЕ», «НАСТОЯЩЕЕ» время, ощущать себя продолжателем  в потоке времени.

- Проявление  гордости за свой народ, свою страну, обычаи родного края.

- Воспитывать трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей (проявление аккуратности и терпения);
- Умение  вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
- Умение добиваться поставленной цели.

- Проявление любви и уважения к творчеству наших предков.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность обучающимся ознакомиться с народными традициями создания игрушки, оберега, предметами быта, обычаями наших предков не только теоретически, но и практически прикоснуться к предметам старины, так как в объединении накоплены исторические экспонаты. У детей есть возможность сравнить техники и технологии создания сувениров различных эпох, в том числе и современных. Это даёт возможность непосредственного вовлечения учащихся, не только в создание игрушки, сувенира, но и самим поучаствовать в преумножении исторических экспонатов, реставрируя или создавая сувениры по старинным технологиям.

Материально-техническая база

Характеристика помещения.

Занятия проводятся в просторном кабинете, рассчитанном на 14 рабочих мест. В кабинете имеются шкафы с материалами, стеллажи, стенды с образцами, с соблюдением правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и рабочих местах, правил пожарной безопасности.

Перечень оборудования, инструментов, материалов:

 линейка, вязальные, иглы для шитья и вышивания, булавки, конструктивные детали и дополнения (каркасы, кольца, палочки, пряжки, бусины, спилы и др.), пяльца,  мулине, тесьма, шнуры, шпагаты, бумага разной фактуры, ткань, канва, пластилин, глина, шерсть для валяния, краски, подушка для плетения, малярный скотч.