«Азбука экологии»

В наш век глобального воздействия человека на природу важно с раннего детства закладывать у детей основы экологической культуры, учить ориентироваться в вопросах экологии и охраны окружающей среды и уметь предвидеть последствия своего поведения в природе.

Обучение по программе осуществляется через привычную для детей форму – игру. На занятиях чередуются различные виды деятельности: кукольные спектакли, подвижные и интеллектуальные игры, творческие упражнения, практические работы, природоохранные акции, массовые мероприятия. Изучение природы происходит не только в учебных кабинетах, но и в природе во время экскурсий в парк, окрестности города.

Кроме кабинета экологии занятия проходят в "живом уголке", в котором обитает более 50 животных 21 вида. При изучении тем о лесе и водоёмах большой интерес у детей вызывают интерактивные занятия и экскурсии в визит - центре "Карельский лес".

Дети становятся также участниками межрегиональных проектов («Экомозайка», «Недели Эколят – Молодых защитников Природы» и др.).

 

 

Педагоги

Трофимова Екатерина Васильевна - Почётный работник общего образования и науки РФ. Образование – высшее.

Содержание программы

Количество часов по программе – 36 в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут).

Темы занятий:

  • «Мы – жители Земли«. Место Земли во Вселенной и месте человека среди живых существ Земли. Практическая работа. Изготовление коллажа «Мы – жители Земли»;
  • «Я и время». История Семьи. История Земли. Продолжительность истории Земли и истории человечества. Практическая работа. Изготовление цепочки своей семьи;
  • «Кто где живёт». Разные места обитания живых существ;
  • «Кто живёт на лугу?»;
  • «Нарисуем настоящий лес». Представление о биоценозе леса;
  • «Кто живёт в воде»;
  • «Круговорот воды в природе». Знакомство с круговоротом воды о процессом образования снежинок;
  • «У природы зимой нет тайн». Жизнь обитателей зимнего леса, следы животных и их повадки;
  • «Уют в снегу». Роль снежного покрова в жизни обитателей зимнего леса;
  • «Зимние ветки». Распознавание деревьев зимой и их приспособления к зимним холодам;
  • «Где и как зимуют насекомые»;
  • «Животные зимой». Жизнь животных зимой, значение снежного покрова для животных, их приспособлениях к неблагоприятным зимним условиям;
  • «Носы, уши, зубы». Представление о приспособлениях живых организмов: многообразии строения носов, ушей, зубов в зависимости от условий существования;
  • «Клювы, ноги, перья». Приспособления птиц к жизни в различных условиях существования;
  • «Колючки и угрозы». Приспособления для защиты от врагов;
  • «Знакомство с деревом». Строение и значение различных частей дерева;
  • «Этажи леса»;
  • «Цветы». Строение цветка;
  • «Что такое почва»;
  • «Семена – дети растений»;
  • «Закон круга». Ритмичность и цикличность природных процессов.

Экскурсии:

  • в живой уголок,
  • визит – центр "Карельский лес",
  • «Весеннее обновление жизни»;
  • «Такие разные почвы». Практическая работа: рисование почвой;

  • «Первоцветы»;
  • «Этажи леса»;
  • в зимний лес;
  • на водоем;
  • в лес;
  • на луг.

А также:

  • массовые мероприятия,
  • мини – походы,
  • природоохранные акции (изготовление и развеска кормушек для зимующих птиц и их регулярная подкормка, посадка деревьев),
  • практические работы, участие в межрегиональных проектах.

 

 

 

Цели программы

Знакомство детей с основами экологических знаний, содействие воспитанию экологически грамотного поколения.

Результат программы

в ходе реализации программы обучающиеся:

  • получат знания о некоторых экологических понятиях,
  • об экологических проблемах,о Красной Книге и охраняемых территориях,
  • научатся пользоваться увеличительными приборами,
  • наблюдать за объектами живой и неживой природы,
  • экологически целесообразно вести себя в природе, охранять все проявления жизни в ней.

Особые условия проведения

Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия с МКОУ «СОШ № 2 г. Олонца» согласно договору о совместной деятельности в рамках внеурочного времени.

Материально-техническая база

Реализация программы осуществляется в кабинете экологии, оснащённом:

  • ноутбуком,
  • проектором,
  • колонками.

Имеются:

  • медиатека,
  • библиотека с учебной и научно – познавательной литературой,
  • увеличительные приборы (лупы, бинокли, микроскопы),
  • раздаточный материал,
  • коллекции,
  • натуральные экспонаты,
  • наглядные пособия,
  • игротека.