«Азбука экологии»

    В наш век глобального воздействия человека на природу важно с раннего детства закладывать у детей основы экологической культуры, учить ориентироваться в вопросах экологии и охраны окружающей среды и уметь предвидеть последствия своего поведения в природе.

    Обучение по программе осуществляется через привычную для детей форму – игру. На занятиях чередуются различные виды деятельности: кукольные спектакли, подвижные и интеллектуальные игры, творческие упражнения, практические работы, природоохранные акции, массовые мероприятия. Изучение природы происходит не только в учебных кабинетах, но и в природе во время экскурсий в парк, окрестности города.

    Кроме кабинета экологии занятия проходят в "живом уголке", в котором обитает более 50 животных 21 вида. При изучении тем о лесе и водоёмах большой интерес у детей вызывают интерактивные занятия и экскурсии в визит - центре "Карельский лес".

    Дети становятся также участниками межрегиональных проектов («Экомозайка», «Недели Эколят – Молодых защитников Природы» и др.).

     

     

    Педагоги

    Трофимова Екатерина Васильевна - Почётный работник общего образования и науки РФ. Образование – высшее.

    Содержание программы

    Количество часов по программе – 36 в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут).

    Темы занятий:

    • «Мы – жители Земли«. Место Земли во Вселенной и месте человека среди живых существ Земли. Практическая работа. Изготовление коллажа «Мы – жители Земли»;
    • «Я и время». История Семьи. История Земли. Продолжительность истории Земли и истории человечества. Практическая работа. Изготовление цепочки своей семьи;
    • «Кто где живёт». Разные места обитания живых существ;
    • «Кто живёт на лугу?»;
    • «Нарисуем настоящий лес». Представление о биоценозе леса;
    • «Кто живёт в воде»;
    • «Круговорот воды в природе». Знакомство с круговоротом воды о процессом образования снежинок;
    • «У природы зимой нет тайн». Жизнь обитателей зимнего леса, следы животных и их повадки;
    • «Уют в снегу». Роль снежного покрова в жизни обитателей зимнего леса;
    • «Зимние ветки». Распознавание деревьев зимой и их приспособления к зимним холодам;
    • «Где и как зимуют насекомые»;
    • «Животные зимой». Жизнь животных зимой, значение снежного покрова для животных, их приспособлениях к неблагоприятным зимним условиям;
    • «Носы, уши, зубы». Представление о приспособлениях живых организмов: многообразии строения носов, ушей, зубов в зависимости от условий существования;
    • «Клювы, ноги, перья». Приспособления птиц к жизни в различных условиях существования;
    • «Колючки и угрозы». Приспособления для защиты от врагов;
    • «Знакомство с деревом». Строение и значение различных частей дерева;
    • «Этажи леса»;
    • «Цветы». Строение цветка;
    • «Что такое почва»;
    • «Семена – дети растений»;
    • «Закон круга». Ритмичность и цикличность природных процессов.

    Экскурсии:

    • в живой уголок,
    • визит – центр "Карельский лес",
    • «Весеннее обновление жизни»;
    • «Такие разные почвы». Практическая работа: рисование почвой;

    • «Первоцветы»;
    • «Этажи леса»;
    • в зимний лес;
    • на водоем;
    • в лес;
    • на луг.

    А также:

    • массовые мероприятия,
    • мини – походы,
    • природоохранные акции (изготовление и развеска кормушек для зимующих птиц и их регулярная подкормка, посадка деревьев),
    • практические работы, участие в межрегиональных проектах.

     

     

     

    Цели программы

    Знакомство детей с основами экологических знаний, содействие воспитанию экологически грамотного поколения.

    Результат программы

    в ходе реализации программы обучающиеся:

    • получат знания о некоторых экологических понятиях,
    • об экологических проблемах,о Красной Книге и охраняемых территориях,
    • научатся пользоваться увеличительными приборами,
    • наблюдать за объектами живой и неживой природы,
    • экологически целесообразно вести себя в природе, охранять все проявления жизни в ней.

    Особые условия проведения

    Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия с МКОУ «СОШ № 2 г. Олонца» согласно договору о совместной деятельности в рамках внеурочного времени.

    Материально-техническая база

    Реализация программы осуществляется в кабинете экологии, оснащённом:

    • ноутбуком,
    • проектором,
    • колонками.

    Имеются:

    • медиатека,
    • библиотека с учебной и научно – познавательной литературой,
    • увеличительные приборы (лупы, бинокли, микроскопы),
    • раздаточный материал,
    • коллекции,
    • натуральные экспонаты,
    • наглядные пособия,
    • игротека.