«Мы жители Земли»

На сегодняшний день сложившееся на Земле положение взаимоотношений природы и человека учёные определяют как экологический кризис. И нет сейчас более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. А для этого каждому человеку планеты необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.

Данная программа помогает детям овладеть этим минимумом, раскрывает уникальность и неповторимость окружающей нас природы, учит общению с ней и бережному отношению для того, чтобы впоследствии не делать бездумных поступков и ошибок. Занятия по программе не нацелены на раскрытие сути экологических проблем, так как дети для этого достаточно малы. В 7 – 8-летнем возрасте дети должны получать как можно больше позитивной информации. Именно такую информацию несёт данная программа, занятия основаны на чувственном восприятии природы. И после того, как ребёнок поймёт и прочувствует её уникальность, ему захочется в будущем изменить обстановку к лучшему – дышать чистым воздухом, пить чистую воду, быть здоровым и не бояться за жизнь будущих поколений.

На занятиях  используется много игровых приёмов и предполагается постоянная смена деятельности: подвижные игры, экскурсии в природу и визит - центр "Карельский лес", просмотр компьютерных презентаций и видеофильмов, постановка простейших опытов, посещение "живого уголка", наблюдения и различные практические задания.

Дети ходят в мини - походы,  принимают участие в различных природоохранных акциях и массовых мероприятиях.

Педагоги

Трофимова Екатерина Васильевна, педагог дополнительного образования, Почётный работник общего образования Российской Федерации. 

Содержание программы

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут). Количество часов в год - 36.

Содержание занятий.

1 Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.

2. Как устроена планета Земля (внутренне строение Земли).

3. Земля гудит, дрожит и брызгается (землетрясения, извержения вулканов, гейзеры).

4. Лицо Земли (рельеф).

5. Малахитовая шкатулка (минералы).

6. Земля и время (естественная история Земли).

7. Экскурсия. Прошлое Земли у нас под ногами.

8. Вода мира – единый организм.

9. Такие разные водоёмы: условия существования организмов в водной среде.

10. Жизнь в воде: приспособления организмов к жизни в воде.

11. Весёлые метаморфозы (превращения лягушки).

12. Место обитания – родной дом: вынужденная миграция животных.

13. В дальние страны: сезонные миграции. Экскурсия.

14. Дерево рождается, живёт и умирает.

15. Для чего дереву нужны листья (фотосинтез).

16. Зимние деревья: покой в природе. Экскурсия.

17. Паутина пауков, насекомые и деревья: цепи пищевых отношений.

18. Что делают в лесу птицы: цепи пищевых отношений.

19. Паутина жизни: сети пищевых отношений в лесу. Экскурсия.

20. Зачем дереву нужна почва (система почва – растение).

21. Кто в почве живёт (почва как место обитания живых существ).

22. Весенний круговорот жизни (цикличность природных процессов).

23. Росток, цветок, семечко…

24. Акция «Весенняя Неделя Добра».

25. Походы, участие в межрегиональных акциях, конкурсах, массовых мероприятиях.

 

Цели программы

Развитие мотивации личности к познанию окружающей природы, формирование экологической культуры.

Результат программы

По завершении изучения программы каждый обучающийся должен знать:

  • о взаимосвязи человека и природы,
  • об основных процессах, происходящих в природе,
  • понятия: природа, пищевые цепочки, Лента Времени, местообитание, миграция, гербарий, увеличительные приборы, опыт, наблюдение, экосистема, биоценоз, круговорот, среда обитания.

    Должен уметь:
  • ставить простейшие опыты,
  • проводить наблюдения,
  • распознавать основные виды животных и растений Олонецкого района,
  • составлять пищевые цепочки,
  • изготавливать кормушки для птиц,
  • пользоваться увеличительными приборами,
  • работать в коллективе, слушать собеседника, поддерживать беседу.

Особые условия проведения

Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия с МКОУ "СОШ №2 г. Олонца" по договору о совместной деятельности.

Материально-техническая база

 Для организации и проведения занятий имеются:

  •  ноутбук
  •  проектор
  •  экран
  •  колонки
  •  флип - чарт
  •  магнитная доска
  •  медиатека
  •  учебная и научно – познавательная   литература
  •  увеличительные приборы (лупы, бинокли,   микроскопы)
  •  натуральные экспонаты
  •  гербарии
  •  наглядные пособия
  •  игротека

Часть занятий проводятся в "живом уголке" и экскурсионном классе визит - центр "Карельский лес".