«Мы жители Земли»

    На сегодняшний день сложившееся на Земле положение взаимоотношений природы и человека учёные определяют как экологический кризис. И нет сейчас более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. А для этого каждому человеку планеты необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.

    Данная программа помогает детям овладеть этим минимумом, раскрывает уникальность и неповторимость окружающей нас природы, учит общению с ней и бережному отношению для того, чтобы впоследствии не делать бездумных поступков и ошибок. Занятия по программе не нацелены на раскрытие сути экологических проблем, так как дети для этого достаточно малы. В 7 – 8-летнем возрасте дети должны получать как можно больше позитивной информации. Именно такую информацию несёт данная программа, занятия основаны на чувственном восприятии природы. И после того, как ребёнок поймёт и прочувствует её уникальность, ему захочется в будущем изменить обстановку к лучшему – дышать чистым воздухом, пить чистую воду, быть здоровым и не бояться за жизнь будущих поколений.

    На занятиях  используется много игровых приёмов и предполагается постоянная смена деятельности: подвижные игры, экскурсии в природу и визит - центр "Карельский лес", просмотр компьютерных презентаций и видеофильмов, постановка простейших опытов, посещение "живого уголка", наблюдения и различные практические задания.

    Дети ходят в мини - походы,  принимают участие в различных природоохранных акциях и массовых мероприятиях.

    Педагоги

    Трофимова Екатерина Васильевна, педагог дополнительного образования, Почётный работник общего образования Российской Федерации. 

    Содержание программы

    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут). Количество часов в год - 36.

    Содержание занятий.

    1 Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.

    2. Как устроена планета Земля (внутренне строение Земли).

    3. Земля гудит, дрожит и брызгается (землетрясения, извержения вулканов, гейзеры).

    4. Лицо Земли (рельеф).

    5. Малахитовая шкатулка (минералы).

    6. Земля и время (естественная история Земли).

    7. Экскурсия. Прошлое Земли у нас под ногами.

    8. Вода мира – единый организм.

    9. Такие разные водоёмы: условия существования организмов в водной среде.

    10. Жизнь в воде: приспособления организмов к жизни в воде.

    11. Весёлые метаморфозы (превращения лягушки).

    12. Место обитания – родной дом: вынужденная миграция животных.

    13. В дальние страны: сезонные миграции. Экскурсия.

    14. Дерево рождается, живёт и умирает.

    15. Для чего дереву нужны листья (фотосинтез).

    16. Зимние деревья: покой в природе. Экскурсия.

    17. Паутина пауков, насекомые и деревья: цепи пищевых отношений.

    18. Что делают в лесу птицы: цепи пищевых отношений.

    19. Паутина жизни: сети пищевых отношений в лесу. Экскурсия.

    20. Зачем дереву нужна почва (система почва – растение).

    21. Кто в почве живёт (почва как место обитания живых существ).

    22. Весенний круговорот жизни (цикличность природных процессов).

    23. Росток, цветок, семечко…

    24. Акция «Весенняя Неделя Добра».

    25. Походы, участие в межрегиональных акциях, конкурсах, массовых мероприятиях.

     

    Цели программы

    Развитие мотивации личности к познанию окружающей природы, формирование экологической культуры.

    Результат программы

    По завершении изучения программы каждый обучающийся должен знать:

    • о взаимосвязи человека и природы,
    • об основных процессах, происходящих в природе,
    • понятия: природа, пищевые цепочки, Лента Времени, местообитание, миграция, гербарий, увеличительные приборы, опыт, наблюдение, экосистема, биоценоз, круговорот, среда обитания.

      Должен уметь:
    • ставить простейшие опыты,
    • проводить наблюдения,
    • распознавать основные виды животных и растений Олонецкого района,
    • составлять пищевые цепочки,
    • изготавливать кормушки для птиц,
    • пользоваться увеличительными приборами,
    • работать в коллективе, слушать собеседника, поддерживать беседу.

    Особые условия проведения

    Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия с МКОУ "СОШ №2 г. Олонца" по договору о совместной деятельности.

    Материально-техническая база

     Для организации и проведения занятий имеются:

    •  ноутбук
    •  проектор
    •  экран
    •  колонки
    •  флип - чарт
    •  магнитная доска
    •  медиатека
    •  учебная и научно – познавательная   литература
    •  увеличительные приборы (лупы, бинокли,   микроскопы)
    •  натуральные экспонаты
    •  гербарии
    •  наглядные пособия
    •  игротека

    Часть занятий проводятся в "живом уголке" и экскурсионном классе визит - центр "Карельский лес".