Программа «Играя развиваемся»

    Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

    Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихо-логической коррекции. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Гипотонус сочетается с замедленной переключае-мостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются.

    Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

    Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

    Движение тела и пальцев, или телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

    Коммуникативные упражнения включают:

    Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

    Упражнения для развития произвольности. Движения, которые осуществляются по словесной команде, должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком.

    Логоритмические упражнения направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

    Упражнения для релаксации (снятие напряжения)проводятся как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

    Комплексное воздействие осуществляемое на основе данных упражнений повышает потенциальный энергетический уровень, обогащает знание ребенка о собственном теле, развивает произвольность, успокаивает и уравновешивает психику.

    Педагоги

    Фризин Татьяна Анатольевна - педагог-психолог

    Содержание программы

    1 часть вводная – разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 2 минуты).
    2 часть – основная. Определяется содержанием коррекционной деятельности. Включает:

    - упражнение на развитие мелкой моторики: игры с палочками, пальчиковые игры.
    - коррекционно-развивающий блок: познавательный материал, задания на развитие восприятия, памяти, мышления.

    - игры на развитие ориентации на себе и в пространстве.

    - игры на развитие коммуникативных навыков.


    3 часть – заключительная.

    - релаксационные упражнения.

    - ритуал прощания.

    Цели программы

    Активизация и нормализация познавательных процессов, языковых и речевых функций.

    Результат программы

    Выявление положительной динамики в процессе занятий в ориентации в пространстве по отношению к собственному телу; развитие произвольного восприятия, внимания, памяти, последовательных сложных движений.; развитие языковых и речевых функций : устной речи, вербальной и невербальной; развитие голосообразования; развитие сенсорных функций : зрения; слуха; осязания; тактильной чувствительности; развитие нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций.