Мой друг гитара

Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: удалённость города от культурных центров, нереализованные интересы ребёнка, неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучение игре на гитаре, выработка навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.

Программа не имеет аналогов в системе дополнительного образования по уровням и способам освоения содержания. Интерес школьников к игре на гитаре позволяет при-влекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их сво-бодное время, развивать творческие способности и самодисциплину, чувство коллекти-визма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Пояснительная записка

Программа разделена на 2 модуля: 1 модуль – по сертификату персонифицированного финансирования, 2 модуль – по муниципальному заданию

Педагоги

Лежеева Наталья Владимировна, образование - высшее

Содержание программы

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Индивидуальные занятия на инструменте (шестиструнная гитара)

Теоретические сведения:

теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом (общие сведения); настройка; положение гитары при игре, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа:

аккорды и способы их извлечения; приёмы игры правой руки (бой, арпеджио, игра медиатором); приёмы игры левой руки (простые и сложные (баррэ); упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.

Постановка голоса

Теоретические сведения:

основы приёмов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владения голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности пения в ансамбле.

Практическая работа:

певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания и дикции; работа с микрофоном.

Групповые занятия на инструменте

Теоретические сведения:

основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практическая работа:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основы музыкальной грамоты Выработка инструментально ансамблевых навыков.

Теоретические сведения:

основы музыкальной грамоты (приёмы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов, правила эксплуатации инструмента, хранение, возможности акустической гитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии гитары в табулатуре.

Практическая работа:

функции бас- гитары и ритм- гитары в ансамбле;, виды игры на гитарах ( бас и ритм );, аккордовые и гаммообразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; игра по табулатуре.

 

III ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основы музыкальной грамоты и гармонии

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль; гигиена голоса и слуха; чтение табулатур, основы нотной грамоты.

Практическая работа:

упражнения с использованием импровизации, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре и по нотам).

Вокально – ансамблевая работа

 

основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты, дискуссии, беседы, слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

Практическая работа:

участие в мероприятиях Центра, школ, городских и районных мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчёты, практические занятия совместно с обучающимися 1 и 2 годов обучения; участие в мастер- классах; гастрольная деятельность, транслирование опыта работы через СМИ и Интернет

Цели программы

Наполнение активным содержанием свободного времени детей и подростков через развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • приобщение подростков к основам мировой музыкальной культуры;
  • развитие музыкально – эстетического вкуса;
  • расширение музыкального кругозора;
  • развитие потребности в разумном проведении своего свободного времени;
  • развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
  • формирование гражданско-нравственной позиции, патриотизма.

Результат программы

Обучающиеся первого года обучения должны знать:

1. Понятие о средствах музыкальной выразительности.

2. Историю инструмента, устройство инструмента, виды гитар и функции инструмента в ансамбле.

3. Обозначения аккордов.

4. Стили музыки, направления музыкального искусства.

5. Гигиену слуха и голоса.

должны уметь:

Самостоятельно исполнять 1-2 разнохарактерных произведения.

Обучающиеся второго года обучения должны знать:

1 Принципы игры и вокального исполнения.

2 Работу в компьютерной программе Guitar Pro.

3 Технику безопасности при игре на инструменте.

4 Понятие импровизация и аранжировка музыкального произведения.

5 Уход за инструментом и настройка гитары.

6 Правила и принципы ансамблевой игры.

должны уметь

Самостоятельно исполнять 2-4 произведений.

Обучающиеся третьего года обучения должны знать:

1. Правила техники безопасности при работе с электрогитарой.

6. Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного сочинения)

2. Историю российских и зарубежных музыкантов, групп.

3. Истоки джаза.

7. Особенности организации вокальных и инструментальных групп (принципы, звуковая аппаратура и т.д.)

должны уметь

Исполнять песни в разных стилях и собственные произведений (от 2 до 4 произведений группой)

Исполнять 1-2 музыкальных произведения из компьютерной программы Guitar Pro (по выбору учащихся дуэтом и группой)

Особые условия проведения

Принимаются все желающие

Материально-техническая база

  1. Кабинет, соответствующий нормам САНПиН
  2. Обеспечение музыкальными инструментами: обучающихся обеспечивают родители или лица их заменяющие.
  3. Специализированная литература