Программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи

Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы – природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.

Педагоги

Борисова Елена Николаевна - учитель-логопед

Содержание программы

Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

• исследование нерече­вых психических функций;

• сбор анамнестических данных;

• обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи;
отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
• развитие слухового внимания и слухового контроля;

• развитие звукового восприятия

консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу – постановке звука – можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Третий этап: постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:

объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
создание артикуляционной базы данного звука;
добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
отработка произношения изолированного звука.

Цели программы

Формирование у детей правильной устной речи.

Результат программы

Дошкольный возраст:

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
производить элементарный звуковой анализ и синтез слов;
овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


Школьный возраст:

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные, твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е.
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.