Литературный клуб «Свеча горела на столе»

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь? Как учить понимать тайны художественного слова?

 

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию художественного слова и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, знакомство с лучшими образцами мировой детской литературы. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к творческому труду, фантазированию.

 

В программе литературного клуба «Свеча горела на столе» театр рассматривается не просто как средство достижения художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, фантазию и воображение, пробудили любовь к литературе, научили сочувствию и сопереживанию, умению работать в коллективе.

Педагоги

Екименкова Елена Юрьевна, педагог-библиотекарь, соответствует занимаемой должности, образование высшее, стаж работы – 35 лет

Содержание программы

Первый год обучения

 

I. Сценическая грамота

1. Развитие таких навыков и знаний, как коллективность, организованность, тренинг внимания, законченность действий.

2. Развитие зрительного восприятия – воображения, фантазии, наблюдательности.

3. Действие в предлагаемых обстоятельствах.

4. Сценическое общение – способность взаимодействовать с партнерами, воздействие друг на друга.

5. Действие с реальными и воображаемыми предметами – непрерывность, последовательность, логика, завершенность действий.

 

II. Слово, как средство общения

1. Техника речи – подготовка аппарата к звучанию, постановка голоса, тренинг мышц дыхательного аппарата, проведение артикуляционной гимнастики.

2. Этюды на краткий диалог.

3. Упражнения – тренинг, требующие целенаправленного воздействия словом.

 

III. Импровизация методом существования на сцене

1. Предлагаемые обстоятельства «Если бы…».

2. Основные упражнения – тренинг, пластические загадки – изображение животных в природе со словами и без слов.

3. Работа с воображаемым предметом.

 

IV. Работа над пьесой и спектаклем

1. Предварительный анализ пьесы – определение темы, сюжетной линии, основного конфликта.

2. Работа над отдельными эпизодами и событиями пьесы в условиях выгородки.

3. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом – прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы, монтировочные репетиции, генеральные репетиции.

4. Показ спектакля.

 

Второй год обучения

 

I. Сценическая грамота

1. Развитие таких навыков и знаний, как навыки рабочего состояния – коллективность, организованность, тренинг внимания, законченность действий.

2. Развитие зрительного восприятия, включающего в себя воображение, фантазию, наблюдательность.

3. Действие в условиях вымысла и предлагаемых обстоятельствах.

4. Физическое самочувствие – действие с воображаемым предметом. Логика мышления, последовательность действий.

 

II. Слово, как средство общения

1. Упражнения – тренинг на подготовку речевого, голосового аппарата к звучанию.

2. Артикуляционная гимнастика.

4. Этюды на краткий и длинный диалог.

5. Тренинг мышц дыхательного аппарата.

 

III. Импровизация методом существования на сцене

1. Предлагаемые обстоятельства «Если бы…». Действие в предлагаемых обстоятельствах – слушать, понимать, воздействовать друг на друга.

2. Основные упражнения – тренинг, пластические задания, работа с воображаемым предметом.

3. Изображение животных в природе со словами и без них.

 

IV. Работа над пьесой и спектаклем

1. Беседы об истории театра. Знание театральной терминологии для расширения кругозора.

2. Анализ событий, эпох, конкретных ситуаций, характеров героев и их поступков.

3. Предварительный анализ пьесы.

4. Работа над отдельными эпизодами и событиями пьесы в условиях выгородки.

5. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

6. Методы и приемы оформления спектаклей. Оформление спектакля.

Показ спектакля.

 

В первый год обучения упор делается на развивающие игры, дети вовлекаются в мир фантазии, воображения за счет несложных заданий. Также упор делается на развитие речевого аппарата через артикуляционную и дыхательную гимнастику. Проводятся индивидуальные занятия в течение года.

 

На втором году обучения ставятся более сложные задачи. Большое внимание уделяется развитию выразительной речи, фантазии, воображению и общению. Используются упражнения на поведение в предлагаемых обстоятельствах, упражнения-пристройки. Большое внимание уделяется развитию внимания, умения понимать и слушать друг друга. Проводятся индивидуальные занятия в течение года. Продолжаются занятия артикуляционной гимнастикой в группах и индивидуально.

Цели программы

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.

Результат программы

Результатами первого года обучения являются умения и владения следующим:

· Выполнять несложные действия с воображаемым предметом.

· Уметь произносить слова в тексте.

· Выполнять этюды на заданную тему.

· Четко и точно выполнять задания.

 

Результатами второго года обучения являются умения и владения следующим:

· Выявлять свои и чужие ошибки в работе на площадке и на сцене.

· Находить новые пути для выполнения поставленной задачи.

· Соотносить действия друг с другом.

· Уметь проговаривать скороговорки, чистоговорки, уметь ставить паузы.

· Импровизировать играя, участвовать в массовых сценах.

· Четко и точно выполнять задания.

Материально-техническая база

- Актовый зал, оборудованный сценической площадкой и зрительскими местами;

- компьютер;

- мультимедийное и звуковое оборудование;

- экран;

- материалы для изготовления костюмов и декораций.