Журналистский клуб «Акулята пера»

Программа предусматривает создание детского журналистского клуба на основе многосторонней работы по знакомству подростков с основами журналистики, особенностями работы редактора, журналиста, корректора и верстальщика. Ведется работа по созданию собственных публикаций, освоению компьютерных программ Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher.

 

Программа занятий составлена в соответствии с возрастными психологическими особенностями подростков (12 – 15 лет). В клуб принимаются дети, обнаружившие склонность к журналистике, желающие проявить свои творческие способности и активную жизненную позицию. В задачу клуба не входит предпрофессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой и социальной активности детей при воплощении ими собственных замыслов, развитию детской одаренности. Наша задача – дать возможность реализовать свои способности каждому школьнику, а также дать ему почувствовать, что получать информацию, производить информацию, распоряжаться ею нужно ответственно и цивилизованно.

 

В школьном издании мы отражаем жизнь школы во всех аспектах: информируем ученическое, учительское и родительское сообщества о событиях школьной жизни, рассказываем о личных достижениях учеников школы, пропагандируем здоровый образ жизни, знакомим с системами образования разных стран, создаем имидж школы и многое, многое другое.

Педагоги

Медведская Татьяна Владимировна, соответствует занимаемой должности, образование высшее

Соколова Вера Николаевна, педагог первой квалификационной категории, образование высшее

Содержание программы

Журналистика в современном мире

1. Массовая коммуникация. (1 час)

2. Диалог и формы «человекотворчества». (1 час)

3. Информация. (2 часа)

4. Мотивы, цели, функции и результаты коммуникативной деятельности. (2 часа)

5. Управление имиджем журналиста. (2часа)

6. Права и обязанности журналиста.(2часа)

7. Что такое плагиат? Культура оформления рукописи.(2 часа)

 

Формирование «информационного багажа» журналиста

8. Поиск темы и информации.(2 часа)

9. Каналы формирования «информационного багажа».(2 часа)

10. Организация и планирование работы редакции.(2 часа)

 

Публицистический стиль: лексика и синтаксис

11. Общие особенности языка газеты.(2 часа)

12. Лексика современной газеты.(2 часа)

13. Стилистическая роль устойчивых сочетаний.(2 часа)

14. Фразеология в контексте.(2 часа)

15. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологий. ( 4 часа)

16. Синтаксис языка газеты.(2 часа)

17. Анализ лексики современной газеты.(2 часа)

18. Сочетание книжного и разговорного стиля.(2 часа)

19. «Рубленая» проза.(2 часа)

20. Эллиптическое предложение.(2 часа)

21. Номинативное предложение.(2 часа)

22. Присоединительные конструкции.(2 часа)

23. Актуальное членение предложения.(2 часа)

24. Управление.(2 часа)

25. Согласование.(2 часа)

26. Выбор и подготовка иллюстраций.(2 часа)

27. Литературное оформление заголовков.(2 часа)

28. Техническое оформление изданий.(2 часа)

 

Жанр заметки

29. Разновидности заметки (заметка информационного характера, заметка типа делового описания, заметка типа художественного описания, информационная заметка с отрицательным содержанием).(2 часа)

30. Анализ заметки информационного характера.(2 часа)

31. Специфика положительной заметки.(2 часа)

32. Особенности критической заметки.(2 часа)

33. Специфика полемики заметки.(2 часа)

34. Макетирование.(2 часа)

35. Планирование работы редакции. Взаимосвязь оформления с планированием и редактированием.(2 часа)

 

Технология интервью

36. Виды интервью.(2 часа)

37. Формы организации интервью.(2 часа)

38. Подготовка к интервью.(2 часа)

39. Драматургия интервью. (2 часа)

40. Завершение интервью.(2 часа)

41. Искусство задавать вопросы.(2 часа)

42. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать.(2 часа)

43. Умение слушать.(2 часа)

44. Как люди «читают» людей.(2 часа)

45. Интервью: люди и обстоятельства.(2 часа)

46. Интервью: закон и этические коллизии.(2 часа)

47. Подготовка интервью для печати.(2 часа)

48. Интервью в эфире.(2 часа)

49. Составление интервью на заданную тему.(2 часа)

50. Последовательность оформления газеты.(2 часа)

 

Корреспонденция

51. Особенности жанра корреспонденции. (4 часа)

52. Анализ и обработка исходного материала. (4 часа)

Жанры периодической печати

53. Особенности жанров периодической печати. (2 часа)

54. Отзыв. (2 часа)

55. Составление отзыва. (2 часа)

56. Аннотация. (2 часа)

57. Составление аннотации. (2 часа)

58. Рецензия. (2 часа)

59. Составление рецензии. (2 часа)

60. Очерк. (2 часа)

61. Составление очерка. (2 часа)

62. Эссе. (2 часа)

63. Составление эссе. (2 часа)

64. Работа с периодическими изданиями. Поиск и определение вида жанров периодической печати.(4 часа)

65. Организация работы типографии. (2 часа)

66. Оформление ежемесячного периодического издания. (2 часа)

Цели программы

Создание условий, способствующих формированию активной творческой личности, способной к успешной социализации и адаптации в обществе, имеющей навыки самореализации и самовыражения.

Результат программы

Школьники осваивают компьютерные программы, основные методы и приемы журналистики, формируют базовый понятийный аппарат, получают представление об особенностях публицистического стиля и процессе изготовления издательской продукции, совершенствуют коммуникативные навыки письма и слушания, учатся работать самостоятельно (отбор материала, создание публикации и т. д.).

 

Владение теорией и практикой журналистики и информатики, ориентация на максимальную самостоятельность формируют развитие творческих способностей, мировоззрение и активную жизненную позицию подростка. В результате работы членов клуба «Акулята пера» один раз в месяц выпускается школьная газета «Большая перемена», которая распространяется в школе, среди жителей микрорайона и публикуется в электронном виде на сайте школы.

Материально-техническая база

- Помещение учебного класса, оборудованное школьной доской и партами.

- Компьютеры.

- Сканер.

- Цифровой фотоаппарат.

- Цветной лазерный принтер.

- Бумага: писчая, для ксерокса.

- Методические пособия по темам занятий.