«От самопознания к выбору профессии»

Данный курс дает возможность учащимся восьмого класса актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, повысить самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать предварительный профессиональный путь.

Педагоги

Светлова Елена Алексеевна

Содержание программы

Содержание учебного курса

1. Введение (1 час)

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и

построение личного профессионального плана.

2. Что я знаю о своих возможностях (8 часов)

Раскрытие значения самоуважения, чувства собственного достоинства. Выявление уровня самооценки. Формирования уверенности в себе.

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента.

Характер. Виды черт характера. Анализ различных черт характера.

Роль чувств и эмоций в жизни человека. Агрессивное поведение. Уровень эмоциональности человека и профессия.

Виды стресса. Тревожность. Определение уровня тревожности.

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления.

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приёмы запоминания. Внимание. Качества внимания. Виды внимания.

Обобщение изученного теоретического материала.

3.Способности и профессиональная пригодность (8 часов).

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей.

Особенности интеллектуальной сферы.

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Профессионально важные качества руководителя. Определения уровня развития волевых качеств. Программа самоконтроля.

Общение. Способность различных людей к общению.

Профессии офисного типа. Атрибуты профессий офисного типа. Определение способностей к профессиям офисного типа.

Обобщение изученного теоретического материала. Степень сформированности способностей.

4.Что я знаю о профессиях (7 часов)

Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация». Характеристика труда: характер процесс и условия труда различных профессий. Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся. Требования к здоровью человека. Медицинские противопоказания. Уровень психо – эмоционального состояния учащихся. Способы саморегуляции. Презентации, видеоролики о факультетах и учебных заведениях.

 

5.Планирование профессиональной карьеры (10 часов).

Этапы исследовательской работы. Этапы исследовательской деятельности. Поиск источников информации, постановка проблем, выбор темы и цели исследования. Методы исследовательской деятельности. Обработка собранной информации.

Структура исследовательской работы. Структура работы. Оформление результатов исследования.

Критерии оценки исследовательской работы. Критерии оценки. Редактирование текста. Подготовка тезисов.

Подготовка доклада, презентации. Составление презентации к своей работе.

Публичное выступление. Публичное выступление, защита своей исследовательской работы. Публичное выступление, защита своей работы.

Цели программы

Основной целью программы «От самопознания к выбору профессии»: является формирование профориентационной компетентности подростков, формирование личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.

Результат программы

Планируемые результаты.

В результате освоения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

· психологические особенности личности;

· самоопределение;

· профессиональные интересы и склонности, способности;

· классификация, типы и подтипы профессий;

· профессиональная пригодность;

· проектирование профессионального жизненного пути;

· карьера, виды карьеры;

· личный профессиональный план;

· рынок труда.

 

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

· выявлять свои способности и профессиональные интересы;

· определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

· ориентироваться в типах профессий;

· владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации.

Особые условия проведения

нет 

Материально-техническая база

Компьютер, проектор, опросные листы, интернет - ресурсы.