Резьба по дереву

  • (2)

 Начально- техническое моделирование с художественным уклоном (Резьба по дереву)- это первые шаги школьников в самостоятельный творческий процесс деятельности по созданию макетов, моделей простейших технических объектов; это познавательный процесс формирования у них начальных технических знаний, умений и развития творческих способностей и художественного вкуса.

Направленность программы: техническая.

Новизна программы состоит в том, что она сочетает  соединение технического кругозора школьников с художественно- эстетическим творчеством.

Актуальность: Программа носит разноуровневый характер и предусматривает как развитие элементарных пользовательских навыков владения приспособлениями, так и развитие умений создавать произведения прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность: Формировать образ жизни человека- труженика, творца, способность адаптироваться в окружающем его обществе.

Педагоги

Порожский Павел Алексеевич 

Педагог дополнительного образования. высшая категория. Стаж педагогической работы-

Содержание программы

 

1. Вводное занятие. Техника безопасности и санитарии в кружке. Организация занятия-2 часа.
2.Ручные и механические способы обработки древесины и других материалов- 2 часа.
3.История развития техники и её дизайна-2 часа.
4.Графическая грамота: линии чертежа, чертёжные принадлежности и инструменты, понятие о шаблонах и трафаретах, способы перевода выкроек, чертежей на материал - 2 часа.
5.Технология изготовления контурных моделей автомобилей, судов - 14 часов.
6.Виды орнаментов и их композиций -6 часов.
7.Виды резьбы по дереву, материалы, инструменты и приспособления, рабочее место-2 часа.
8.Контурная резьба (ножом и штихелем) -12 часа.
9.Геометрическая (трёхгранно-выемчатая) резьба -52 часов.
10.Рисунок (линия, штрих, пятно)  -18 часов.
11.Лепка. Значение и понятие скульптуры и рельефного изображения-16 часов.
13.12.Воспитательно-массовая работа -10 часов.
14.Итоговое занятие -2 часа.

 

Цели программы

Развитие творческих и технических способностей учащихся и удовлетворение их запросов.

Результат программы

 

Предметные:

Правильно пользоваться инструментами.
Работать с различными материалами .
Применять различные приемы работы с древесиной;
Работать с клеем, с картоном, деревом, пластилином
Изготовление простейших моделей
Научаться следовать устным инструкциям,
Создавать изделия, выполненные в разной технике;
Оформлять работы до полного завершения

Метапредметные:

Развито пространственное мышление, внимание, память,
Развитие мелкой моторики рук и глазомер
Улучшена координированность, может поставить цель и решить ее;
Развитие творческих способностей и фантазии. художественного вкуса
Может самостоятельно планировать и анализировать предстоящую работу, организовывать и контролировать свою деятельность.

Личностные:

Формирование положительного отношения к труду, бережного отношения к материалам;
Сформирован интерес к художественному творчеству;
Усидчивость для получения положительного результата;
Может доводить работу до конца;
Терпимость друг к другу;
Формирование любознательности к истории развития различных видов творчества;
Повышение самооценки через участие в художественном творчестве.
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  • Освоение технологий изготовления изделий резьбы по дереву.
  • Заинтересованность детей заниматься начальным техническим моделированием.
  • Развитие образно-технического и художественного мышления.
  • Умение работать в коллективе; творческая самостоятельность учащихся.
  • Контроль получения знаний учащимися ведется с помощью диагностирования: тестирование, зачеты по выполненным работам, опрос.
  • Подведением итогов ЗУН проводится 2 раза в год: форма проведения выставки ЦДТ.

    Учащиеся 1 года обучения должны знать:


    - Правила безопасности труда и пожарной безопасности в клубе, требования к организации рабочего места.
    - Основные сведения о видах обработки дерева, бумаги, картона, пластмассы и их характерные особенности, свойства.
    - Историю развития техники, дизайна техники, декоративно-прикладного искусства, резьбы по дереву.
    - Инструменты, приспособления и оборудование, применяемые в художественной обработке дерева.
    - Основные приемы выжигания древесины, выпиливание лобзиком, типовые композиции и их выполнение.
    - Характер, особенности и приемы выполнения контурной и геометрической резьбы.
    - Требования к качеству художественной резьбы по дереву.

    Учащиеся 1 года обучения должны уметь:

     

    - Организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности труда.
    - Различать виды орнаментов по характерным особенностям.
    - Делать зарисовки с образцов изделий.
    - Владеть инструментом и технологией художественной обработки дерева и других материалов.
    - Выполнять элементы и мотивы в технике выжигания, выпиливания лобзиком и в технике вырезания геометрической и контурной резьбы по дереву.
    - Самостоятельно разрабатывать простейшие композиции геометрических орнаментов
    - Выполнять контурную модель автомобиля или судна.

  • Учащиеся 2 года обучения должны знать:

Нормы и правила поведения в клубе.
Технику безопасности труда и пожарной безопасности.
Основные сведения об объёмных геометрических фигурах и телах, понятия построения их развёрток.
Элементы и мотивы растительных и анималистических орнаментов.

 

Учащиеся 2 года обучения должны уметь:

Затачивать и править инструмент, бережно обращаться с ним.
Делать эскизы и зарисовки с образцов изделий.
Читать простейшие чертежи.

 

  • Учащиеся 3 года обучения должны уметь:

Делать эскиз эскиз и выполнять рельефную и объёмную резьбу.

Вытачивать на токарном станке художественные изделия.

Изготавливать рамки, шкатулки, простые модели автомобилей, судов.

  • Учащиеся должны знать:

Правила внутреннего распорядка и пожарной безопасности.

Способы переноса размеров чертежа модели в масштабе на плоскость.

Основные сведения об орнаментах и композициях.

Характерные особенности и приёмы выполнения объёмной резьбы.

Особые условия проведения

  • Для реализации данной программы специальные навыки не нужны, ограничений по здоровью нет

Материально-техническая база

  • Перечень оборудования

    1. Фуганок – пила типа ФПШ – 5.

    2. Электропила дисковая 220 в

    3. Электронаждак – 2 шт на 220 в.

    4. Электросверлильный станок

    5. Электродрель и насадки

    6. Электролобзик

    7. Электроплитка

    8.Ручной режущий инструмент по дереву (резцы, стамески)

    9. Столярные верстаки (2 шт)

    10. Рубанки (различные 5 шт)

    11. Сверла по металлу и дереву

    12. Болгарка 220 в

    13. Электро-шлифовальная ленточная машина 220 в

    14. Струбцины  (10 шт)

    15. Ножовки и стамески

    16. Древесина: осина, ольха, тополь, сосна, ель

    17. Фанера

    18. Шпон

    19. Клей (различный)

    20. Лак, шпаклевка, морилка , акриловая краска для моделирования.

    21. Наждачная бумага разного вида

    22. Лобзики, пилки (10 шт)

    23. Выжигатель (13 шт)

    24. Бумага: ватман, миллиметровка, калька, для черчения, копировальная бумага, цветная бумага.

    25. Столы, стулья

    26. Паяльник, олово, канифоль, кислота паяльная.

27. Компьютер, проектор, интерактивная доска.

  •  

    Список литературы для детей.

    1. Журнал Моделист-конструктор.

    2. Журнал Декоративное искусство.

    3. Журнал Техническая эстетика.

    4. Журнал «Юный художник.

    5. Журнал Художественная резьба по дереву «Татьянка»

    6. Журнал Делаем сами