Разноцветные дороги (ткачество)

  • (1)

Ознакомление с разными видами половиков в технике 1,2,3 челнока., с историей ткачества Русского Севера, нашего края. Рассказ об устройстве ткацкого станка, о технологии выполнения эскизов, демонстрация образцов, самостоятельное выполнение эскизов. Освоение приемов ткачества половика, моделирование композиции цветом, формирование кромки тканья, обучение содержанию в порядке основы на ткацком станке.

Педагоги

Иванова Надежда Рустиковна

Педагог дополнительного образования, руководитель клуба "Игрушка". Стаж педагогической работы - 36 лет.

Содержание программы

1. Вводное занятие - 1 час.

Цели: знакомство с видом деятельности. Задачи: ознакомление с разными видами половиков в технике один, два, три челнока. Содержание темы: рассказ о виде деятельности ткачества половиков Русского Севера, Приладожья в технике один, два, три челнока. Форма занятий: рассказ.

2. Тема: Знакомство с историей ткачества в технике один, два, три челнока - 1 час.

Цели: знакомство с историей ткачества Русского Севера, нашего края в технике один, два, три челнока. Задачи: Ознакомление с историей ткачества Русского Севера, нашего края. Содержание темы: рассказ об истории ткачества половиков Русского Севера и нашего края в технике один, два, три челнока. Формы занятий: рассказ, демонстрация иллюстраций половиков – подлинников.

3. Тема: Знакомство с устройство ткацкого станка - 1 час. Цели и задачи: Знакомство с оборудованием, правилами техники безопасности при работе на ткацком станке. Содержание темы: рассказ об устройстве ткацкого станка. Форма занятий: рассказ, демонстрация работы ткацкого станка.

4. Эскиз половика - 3 часа.

Цели и задачи: Научить составлять эскизы половика по цвету с учетом местных орнаментальных традиций в технике один, два, три челнока и использовать его в практической деятельности. Содержание темы: рассказ о технологии выполнения эскизов, демонстрация образцов, самостоятельное выполнение эскизов. Форма занятия: индивидуальная с использованием демонстрации и самостоятельной работы.

5. Тема: Технология ткачества половика в технике один, два, три челнока - 18 часов.

Цели и задачи: Освоить приемы ткачества половика в технике один, два, три челнока, моделировать композицию цветом, научить формировать кромку тканья в 1,5 м, научить содержать в порядке основу на ткацком станке. Содержание темы: рассказ и демонстрация технологии выполнения ткачества. Форма занятий: индивидуальная, практическая деятельность.

 

Цели программы

  Актуализировать историко-культурное наследие нашего края через культурно-творческую деятельность детей, через эмоциональные переживания, содействовать превращению общего наследия в достояние каждого, включение его в жизненный опыт ребенка.

Задачи:

  • Ознакомление детей с историей и традициями ткачеств половиков, как часть убранства дома в народной культуре Русского Севера, Карелии, Финляндии, Центра России;
  • Формирование личностных положительных качеств, творческих интересов через практическую деятельность на примерах благоторного влияния народнй культуы;
  • Практическое освоение нескольких видов тканья половиков на станке;
  • Развитие самостоятельного решения поставленных задач.

Результат программы

Овладение программой предоставляет детям возможность получить некоторый результат в востребовании опыта исторического и культурного прошлого, приобрести определенный объем знаний и навыков в технике ткачества одним, двумя, тремя челноками, решать творческие задачи через моделирование полотна цветом, самосовершенствоваться в глазах окружающих, добиваться поставленной цели, адаптироваться в социальной среде.

Учащиеся должны знать:

  • Историко-культурное, духовное наследие нашего края через ткачество;
  • Типы орнаментальных композиций одним, двумя, тремя челноками Карелии, Русского Севера, Финляндии;
  • Трдиционный материал, цвет, требования к ткачеству, приемы в технологии ткачества половиков одним, двумя, тремя челноками;
  • Правила техники безопасности;
  • Устройство ткацкого станка.

Учащиеся должны уметь:

  • Организовать свой труд;
  • Применять опыт историко-культурного прошлого, творчески переосмысливать и практически применять полученные знания;
  • Правильно выполнять различные приемы в технологии ткачества половиков одним, двумя, тремя челноками. 

Особые условия проведения

Специальные навыки для обучения по данной программе не требуются. Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Материалы и оборудование:

  1. Просторное помещение с хорошим освещением и вентиляцией.
  2. Ткацкий станок, снователь.
  3. Челноки, ножницы, линейки, бранка.
  4. Основа ремизки (одежда станка), веревки.
  5. Нарезанные ленты из ткани.
  6. Бумага, цветные фломастеры.